Хаос в небе над Европой

Международный бизнес
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)
Рост объема авиаперевозок в ЕС приводит к "пробкам" на основных воздушных трассах и повышению опасности полетов. Чтобы исправить ситуацию, Евросоюз предлагает объединить европейское небо

Международная комиссия все еще расследует обстоятельства столкновения Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing почтовой компании DHL в небе над швейцарско-германской границей (на момент сдачи номера в печать никаких официальных обвинений выдвинуто не было). Однако все больше фактов говорит о том, что решающим в трагедии стал "человеческий фактор". Сотрудник швейцарской диспетчерской компании Skyguide, который "вел" оба воздушных судна, шедших на пересекающихся курсах на одной высоте, слишком поздно принялся исправлять ситуацию. Германские диспетчеры, раньше его осознавшие опасность, пытались связаться с Skyguide, но безрезультатно.

"То, что произошло в Швейцарии, демонстрирует по крайней мере две вещи. Во-первых, координация между диспетчерскими службами разных стран до сих пор явно недостаточна. И во-вторых, над многими регионами Европы, где интенсивность движения самолетов очень высока, летать небезопасно", - сказал "Эксперту" Даррен Кингсли, аналитик по авиатранспорту британского банка NatWest. Швейцария, Бельгия, юго-запад Германии, восток Франции, юг Британии сегодня характеризуются крайне высокой интенсивностью воздушного движения. Над этими районами Западной Европы за сутки проходит от 1300 до 2600 пассажирских и грузовых самолетов. В целом по Европе (включая Восточную Европу и европейскую часть России) воздушным транспортом ежегодно пользуется 970 млн пассажиров. Использование воздушного транспорта в Европе растет в среднем на 5% в год, поэтому к 2020 году эти цифры почти удвоятся.

В связи с этим в большинстве стран Европы планируют расширение аэропортов и диспетчерских служб. "Развитие авиатранспорта в Европе будет невозможно без повышения его безопасности, - сказал 'Эксперту' Никос Цикрикис, старший преподаватель Лондонской школы бизнеса. - А безопасность сложно гарантировать в условиях, когда отсутствует единая система контроля за движением, как в США, и диспетчерские службы раздроблены".

Еще в марте 2002 года на саммите Евросоюза в Барселоне еврокомиссар по энергетике и транспорту Лойола де Паласио представила программу "Единое европейское небо" (Single European Sky), впервые вводящую единый набор правил для всего ЕС и направленную на борьбу с основной "болезнью роста" - ухудшением качества авиатранспорта (выход из графика полетов, что ведет к внештатным ситуациям, снижение безопасности воздушного движения и т. д.). "Единое европейское небо", которое должно стать реальностью в 2004 году, когда в Евросоюз вступят несколько стран Центральной и Восточной Европы, сделает авиатранспорт в Европе более безопасным и эффективным.

"Вылет откладывается..."

Хотя мировым лидером в использовании воздушного транспорта является Северная Америка (в 2001 году через аэропорты США и Канады прошли 1,4 млрд пассажиров), авиаперевозки в относительно небольшой Европе уже превратились в серьезную проблему. Еще в 1999 году общее число рейсов в Европе составляло 7 млн, к 2001 году оно увеличилось до 8 млн, по прогнозам Еврокомиссии, вырастет до 11,9 млн

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама