Бетон, вода и медные провода

Русский бизнес
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)
Строительство Бурейской ГЭС идет полным ходом. Через год она будет введена в действие, и тогда решится проблема дефицита электроэнергии в Приморье. Более того, часть энергии будет экспортироваться в Китай

От Благовещенска до стройплощадки ГЭС мы добирались почти четыре часа. И если первые сто восемьдесят километров пути омрачались только беспросветной скукой (вопреки нашим ожиданиям преобладающим пейзажем в этих местах является отнюдь не тайга, а гладкая, как стол, равнина, изредка разбавленная небольшими сопками и островками хилых березок - смотреть абсолютно не на что), то последняя треть пути, проходящая по разбитой грузовиками грунтовухе, добавила к моральным страданиям и чисто физические.

Эти восемьдесят километров мы преодолеваем уже почти два часа. На каждом ухабе водитель, таксист-частник, нанятый нами в Благовещенске, ожесточенно материт Чубайса, который "тарифы задирает, а нормальную дорогу построить для людей не может". Нам не до споров - беспощадное приамурское солнце раскалило машину, как печку, кондиционер не работает, а за неосторожную попытку открыть окно мы были моментально наказаны облаком пыли, окутавшим все внутри машины. И когда за склоном очередной сопки вдруг блеснула серебристая стрела строительного крана, мы не поверили своим глазам: неужели наконец-то приехали? Очередной поворот дороги подтвердил, что это не мираж. "Вот она, красавица", - потрясенно бормочет враз притихший водила.

Издалека перегораживающая реку плотина не выглядит слишком большой на фоне прибрежных сопок. И только заметив движущиеся по ней самосвалы, которые кажутся маленькими оранжевыми жучками, начинаешь осознавать грандиозность сооружения. На языке сухих цифр это выглядит так: длина плотины в верхней части - 765 метров, высота - 140, объем бетона, который должен быть уложен в пусковой комплекс станции, - почти 2 млн кубометров.

Оптимистическая трагедия

В середине восьмидесятых годов в Амурской области подошло к концу строительство Зейской ГЭС, и в соответствии с планами правительства рабочие с этой стройки начали переводиться на новые площадки. Главной из них стала Бурейская ГЭС - в 1976 году на Бурею пришли первые строители. Место для строительства станции на Бурее выбирали из пяти вариантов, и по единогласному мнению всех специалистов выбрали самый лучший: здесь, около поселка Талакан, река неширокая - около 175 метров - и сжата с берегов высокими сопками, что существенно облегчает возведение плотины. "Плотина получилась компактная, не разлапистая", - рассказывает один из авторитетнейших гидростроителей страны советник председателя правления РАО "ЕЭС России" Валерий Саакян.

В 1985 году в тело плотины был уложен первый бетон, начались монтажные работы на основных сооружениях. А потом грянула перестройка, развалился СССР, и наступили годы, о которых генеральный директор Бурейской ГЭС Юрий Горбенко и сегодня вспоминает с ужасом: "Безденежье было дикое. Живых денег из федерального бюджета получали крохи - их не хватало даже на выплату заработной платы. А РАО ЕЭС нас 'финансировало' зачетами. Только этим мы и жили: зачеты превращали в деньги, на которые покупали продукты и доставляли их сюда, на стройку. У нас же были энергетические зачеты по всей России

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама