Доля сотрудника

Русский бизнес
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)
Компания "Вымпелком" ввела новую систему мотивации персонала - выплату всем работникам процента от прибыли. В результате образовалась очередь на работу в этой компании, а рядовые сотрудники перестали искать альтернативные вакансии

Как удержать на работе и, более того, заставить хорошо трудиться рядового сотрудника? Эта сравнительно новая для российских компаний управленческая проблема появилась вместе с долгожданным экономическим ростом. Оказалось, что официанты, продавцы, секретари, операционисты, трактористы и прочие представители необходимых бизнесу рабочих специальностей почти не заинтересованы в эффективном труде. А в условиях подъема экономики они к тому же легко меняют место работы.

Летом 2001 года в АО "Вымпелком" была введена новая система мотивации персонала - выплата всем работникам процента от прибыли. Такой способ стимулирования довольно широко распространен в мировой практике, но для отечественного рынка это экзотика. Марина Новикова, директор по работе с персоналом "Вымпелкома", считает, что компании удалось таким образом не только решить проблему подбора сотрудников и их эффективной мотивации, но и укрепить корпоративную культуру в целом.

- В середине прошлого года в компании "Вымпелком" был введен новый инструмент мотивации сотрудников - выплата процента от прибыли. Зачем это было сделано и как работает программа?

- Процент от прибыли, или профит-шеринг (profit sharing), - это устоявшаяся мировая практика. Многие компании используют эту форму мотивации, заключающуюся в распределении прибыли в равных долях между всеми участниками программы. А поскольку наша компания использует самые прогрессивные западные технологии и каждый год мы пытаемся придумать что-то новое, мы проанализировали восприятие этой программы в других странах и пришли к выводу, что и сами можем попробовать.

Суть этой программы в следующем. Компания в начале года заявляет о своих планах на весь год и определяет, что если чистая прибыль после уплаты всех налогов превысит определенную сумму, то некоторый процент от этой прибыли будет поровну распределен между всеми участниками программы. Участниками считаются штатные сотрудники, работающие в компании на определенную дату. Программа профит-шеринг действует только в течение года. Мы можем объявить ее или не объявить. Возможно и такое: мы объявили программу, но что-то не заладилось, и мы отказываемся от распределения прибыли.

- Профит-шеринг похож на бонус?

- Не совсем, у бонусов иная система начисления и выплат. Профит-шеринг - это очень сильный мотивационный фактор, позволяющий людям сознательно участвовать в бизнесе компании, потому что они отлично понимают: от работы каждого из них зависит, насколько компания будет прибыльна на конец года, а если компания прибыльна, то они получат за это деньги. Причем особенность этой программы в том, что выплачиваемая часть прибыли разделяется между сотрудниками в равных долях, вне зависимости от позиции, должности, положения и статуса человека. Может быть, для начальника отдела эта сумма не очень значительна, но люди, которые только начали работать в компании, у которых зарплата не очень велика, могут получить сразу по три-четыре месячных оклада.

- Неужели и рядовые сотрудники, и менеджеры получают одинак

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама