Последнее предупреждение

Тема недели
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)

Менее чем через год, с 1 июля 2003 года, вступит в силу закон об обязательном страховании ответственности владельцев наземного транспорта. Все автомобилисты дружными рядами пойдут за страховыми полисами. На закон возлагаются большие надежды. Мировой опыт показывает, что обязательное страхование АГО - это единственный способ сделать ситуацию на дорогах цивилизованной. Столкнулись две машины, водители заполнили протоколы, выданные их страховщиками в виде приложения к полису, вот фактически и все. Проблема определения того, кто прав, а кто виноват, лежит на страховых компаниях. Вплоть до того, что они могут отстаивать интересы своего клиента в суде. При этом водитель не боится ни "подстав", ни "чайников". Практически во всех случаях, когда он будет виновен, за него заплатит страховщик. Не исключено, правда, что стоимость полиса будет повышена.

Что и говорить, картина идиллическая. За вполне умеренную сумму водитель не только обезопасит себя от финансовой ответственности, но и получит гарантию, что все другие участники движения тоже застрахованы и их страховщики обязательно заплатят ему, когда он окажется в аварии потерпевшим. Однако, чтобы система заработала, ее необходимо четко наладить. А вот с этим-то могут возникнуть проблемы.

Во-первых, денег будет хватать на выплаты только в том случае, если охват страхованием будет достаточно полным. Крупные страховщики уже рассчитали, что они смогут отвечать по своим обязательствам даже при тех заниженных "социальных" тарифах, которые скорее всего будут установлены (сейчас речь идет менее чем о 70 долларах в год). Однако в нескольких случаях, например когда виновный в аварии уехал с места ДТП или он не был застрахован, выплаты будут осуществляться из специально создаваемого гарантийного фонда, наполняемого за счет поступлений средств от добропорядочных водителей. Выплатив деньги, фонд будет выставлять иски виновникам ДТП, но, как показывает практика, возврат денег в подобных случаях бывает неполным. Чем больше водителей останутся незастрахованными, тем больше будет проблем у фонда. И тем больше будут взносы в него.

Вторая проблема еще более существенна. Развитие ситуации после принятия нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) показывает, что главным может стать процедурный вопрос. Согласно новому КоАП, органы внутренних дел теперь вместо виновности человека в аварии определяют лишь его виновность в административном правонарушении, да и то не во всех случаях. Ясно, что это не одно и то же. Но, с другой стороны, очевидно, что из-за этого механизмы страхования измениться не могут. Новый кодекс был принят полгода назад, но никто не подготовился к исполнению заложенных в нем требований. Страховщики так много говорят о налаженном контакте с госорганами в целом и органами внутренних дел в частности, что начинает казаться: никаких проблем быть не может. Ан нет, достаточно простая ситуация обернулась большими сложностями. А ведь надо было всего-навсего заранее договориться, какие документы будет выда

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама