О дыме - пока без огня

Разное
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)

Президент подписал новую редакцию закона "О Центральном банке РФ". После чрезвычайно долгих дебатов, в которых то одна, то другая сторона проникалась надеждой, что победит измором; после увольнения В. В. Геращенко, необычайно - для матерого банкира - резко подавшего голос протеста; после вето, наложенного на законопроект Советом федерации и в один из предотпускных дней с разбегу преодоленного Госдумой; так вот, после всего этого эпопея - во всяком случае, на какое-то время - завершена. Чем она завершилась?

Остались опасения, что завершилась она нехорошо, о чем не раз звучали предупреждения. Так, на последнем перед отставкой (и послужившим если не причиной, то поводом для отставки) выступлении в Думе Геращенко убеждал депутатов в недопустимости предлагаемых изменений статуса ЦБ : "Когда вам говорят, что это делается в интересах прозрачности, вас опять вводят в заблуждение. Если вы сейчас увязнете в поправках, которые вам подсунут, то я не знаю, чем это дело закончится, но оно закончится, дай Бог, фиаско только для правовой процедуры, а не фиаско для нашего экономического положения". И далее: "То, что вам пытаются подсунуть на голосование, противоречит Конституции. Такой, я бы сказал, глупой системы нет ни в одной стране мира".

Главным предметом и этой филиппики, да и всего спора было создание Национального банковского совета (НБС), комплектуемого из представителей президента, правительства и обеих палат, и придание ему некоего объема полномочий; этот объем в ходе дебатов не раз менялся, но неизменно включал какие-то вопросы, по которым решения НБС являются обязательными для совета директоров Банка России, - и столь же неизменно не содержал никаких намеков на любого сорта ответственность НБС за принимаемые им решения.

Повторяю: полемика закончена, но закончена она не столько доводами, сколько силой. Мне - и, я уверен, не одному мне - по-прежнему кажется, что бывший глава ЦБ говорил сущую правду. Создать НБС; составить его из политических и ведомственных лоббистов; дать ему право командовать руководителями ЦБ, "не отвечая за базар" никаким, даже формальным образом - называя это всего-навсего "глупостью", Геращенко еще сдерживался. Подумав с минуту, всякий согласится, что почти не важно, в каких именно вопросах НБС дается право командовать советом директоров ЦБ: от любой такой печки - несколько шагов до возможности в какой-то мере командовать (безответственно!) и эмиссионным центром, и золотовалютными резервами страны; а уж если НБС "утверждает основные направления государственной денежно-кредитной политики", так и шагов никаких больше не надо. Такого рая для лоббистов даже у нас пока не было.

Системный риск подселения в берлогу совета директоров ЦБ второго медведя, "равнокомандующего" и безответственного, дополняется в нашем случае сменой главы ЦБ. В марте при назначении на этот пост С. М. Игнатьева глава комитета Думы по кредитным организациям А. Н. Шохин не без яда заметил: "Это большой успех Кудрина, который получил в качестве главы ЦБ своего пер

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама