Чужая земля не нужна

Русский бизнес
«Эксперт» №28 (334) 22 июля 2002
В этом году туроператоры неожиданно столкнулись с заметным спадом внешнего туризма и ростом спроса на туризм внутренний. По предварительным оценкам, в этом году туров по России будет продано на 20% больше, чем в прошлом

Июнь, горячий для туризма месяц, не принес радости туроператорам, отправляющим русских за границу. Клиентов оказалось намного меньше, чем ожидалось. Половина туров, как и в мае, продается по спецпредложениям ("Египет за 129 долларов", "Турция за 139 долларов"), то есть ниже себестоимости. Почему наши туристы не едут за границу? Среди множества версий (высокий сезон еще наступит, запрет на полеты шумных самолетов отпугнул туристов, туристы боятся авиакатастроф) привлекает внимание одна: русские уже "наелись" заграницей. Косвенно это подтверждается невиданным подъемом на рынке внутреннего туризма. По предварительным оценкам, в этом году туры по России купит на 20% больше людей, чем в прошлом.

Кораблей не хватает

Хит нынешнего сезона - круизы по российским рекам и озерам. Спрос на них намного выше предложения. У многих операторов места на теплоходах распродаются на месяц-полтора вперед. "Если бы мы могли увеличить мощности на двадцать пять процентов, мы все равно заполняли бы все корабли", - говорит директор круизной компании "Ортодокс" Михаил Ковалев.

Самым популярным считается семи-двенадцатидневный маршрут Москва-Санкт-Петербург с трехдневной стоянкой в Питере и однодневными остановками в Ярославле, Угличе, Костроме, Кижах, на Валааме. Цена такого тура колеблется от 55 до 120 долларов за сутки в зависимости от уровня теплохода и класса кают. Другие популярные маршруты - Москва-Углич-Москва и "Русский Север" (с заходом на Соловки). Маршруты Москва-Волгоград (12 дней) и Москва-Астрахань (15-17 дней) из-за своей длительности и высокой стоимости пользуются меньшим спросом.

В этом году российским любителям круизов пришлось выкупать путевки за несколько месяцев до поездки. С осени прошлого года круизные туры по России стали весьма популярны среди иностранцев, и более 60% теплоходов зафрахтовали иностранные туроператоры. Иностранцы не любят плавать на одном теплоходе с русскими, поэтому пароходства в начале сезона делят имеющиеся мощности между российскими и иностранными туроператорами. В этом году нашим туристам выделили всего 30-40%.

объем предложения круизных туров на рынке жестко ограничен количеством судов. Почти все круизы обслуживают теплоходы, построенные еще в 70-80-е годы в ГДР, Венгрии и Чехословакии. В России теплоходы такого класса никогда не строили. Закупать сегодня дополнительные корабли дорого - даже крупные судоходные компании не в состоянии увеличить количество туристических судов. Единственное, что они могут делать, - вкладывать средства в реконструкцию судов и улучшение навигационного оборудования. Требования туристов к качеству размещения постоянно растут (первыми на теплоходах раскупаются самые комфортабельные каюты - двухкомнатные "люксы"), поэтому вложения в реконструкцию кораблей и улучшение кают быстро окупаются. По словам сотрудников компании "Волга-Флот-Тур", стоимость туров по сравнению с прошлым годом выросла в рублях на 20-30%. Поскольку рост спроса на круизы продолжается, а новым теплоходам появиться неоткуда, цена туров