Затянуть пояса

Тема недели
Москва, 12.08.2002
"Пирог" американской экономики в ближайшие годы не будет столь же большим и пышным, каким был совсем недавно. Поэтому вслед за обузданием аппетитов топ-менеджеров корпораций США следует ожидать сокращения уровня потребления американцев

В среду 14 августа 2002 года корпоративная Америка начнет новую жизнь. Именно к этому дню по требованию американского правительства 950 крупнейших корпораций должны предоставить в Федеральную комиссию по ценным бумагам (SEC) подписанные президентами и финансовыми директорами подтверждения о том, что финансовая отчетность, опубликованная ими в последние годы, соответствует действительности. После чего, как выразился Джордж Буш, для мошенников наступят "тяжелые времена". Они подпадут под действие закона Сарбанеса-Оксли, принятого в рекордно короткие сроки: законодательную инициативу выдвинули в середине июля, а подписан президентом закон был уже в конце июля.

Новый закон, в частности, устанавливает за мошенничество с документацией (включая электронную почту) максимальный срок тюремного заключения 20 лет, а за мошенничество с ценными бумагами - 25 лет. В результате, как подчеркнул глава SEC Харви Питт, руководители тех компаний, которые сейчас подадут сфальсифицированную отчетность, окажутся на скамье подсудимых и в конечном итоге - в тюрьме. По мнению официального Вашингтона, эти жесткие меры должны восстановить доверие инвесторов к корпоративному сектору страны. "После событий одиннадцатого сентября мы не позволили страху подорвать основы нашей экономики, - заявил президент Буш после подписания закона. - И мы не позволим сделать это мошенничеству".

Вольница 90-х годов закончилась. Модели поведения, которые были позволительны в условиях фондового бума и десятилетней экономической экспансии, неуместны, когда экономика идет на спад и стране реально угрожает затяжная рецессия. Причем касается это не только менеджеров, чьи аппетиты призван ограничить закон Сарбанеса-Оксли. "Пирог" американской экономики в ближайшие годы не будет столь же большим и пышным, каким был совсем недавно. Поэтому в большей или меньшей степени, но затягивать пояса придется всем. В том числе американским потребителям, которые во второй половине 90-х годов привыкли к новому уровню и к более высоким стандартам потребления.

Вторая волна рецессии

Пока американцы не слишком пострадали от рецессии. Напротив, низкие процентные ставки и многочисленные программы компаний по стимулированию продаж вроде нулевых ставок по кредитам на покупку автомобилей сделали существование потребителя весьма комфортным. Не удивительно, что потребительские расходы продолжают расти. Однако тенденция к замедлению этого роста очевидна. Так, снижение темпов экономического роста во втором квартале (ожидался рост в 2,3%, однако ВВП США вырос по отношению к аналогичному периоду 2001 года всего на 1,1%, тогда как в первом квартале его рост достигал 5%) связывают с более осторожным поведением потребителей. Потребительские расходы выросли во втором квартале всего на 1,9% против 3,1 в первом квартале. Более того, в текущем году должна заметно сократиться доля потребления в американском ВВП. По прогнозу EIU, впервые с 1994 года она снизится, причем существенно, более чем на процентный пункт - с 69,8% в 2001 году до 6

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (335) 12 августа 2002
    Экономика сша
    Содержание:
    Затянуть пояса

    "Пирог" американской экономики в ближайшие годы не будет столь же большим и пышным, каким был совсем недавно. Поэтому вслед за обузданием аппетитов топ-менеджеров корпораций США следует ожидать сокращения уровня потребления американцев

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама