Авиабанкротам придется сливаться

Повестка дня
Москва, 19.08.2002
«Эксперт» №30 (336)
Две из шести ведущих авиакомпаний США - United Airlines и US Airways объявили о начале процедуры банкротства. А крупнейшая авиакомпания мира American Airlines, чтобы избежать этой участи, прибегла к массовым увольнениям.

Первой объявила о своем банкротстве US Airways, занимающая шестое место в списке крупнейших авиаперевозчиков Америки. Финансовый кризис в этой компании разразился еще в 1999 году из-за значительных непрофильных расходов ее руководства и неудачной попытки слиться с United Airlines. Трагедия в Нью-Йорке и Вашингтоне лишь приблизила печальный финал, поскольку именно US Airways выполняла наибольшее количество рейсов из городов Восточного побережья.

По итогам прошлого года убытки US Airways составили 2,1 млрд долларов, а общий объем обязательств превысил 10 млрд. На прошлой неделе дефицит оборотных средств компании стал угрожающим, и ее руководство обратилось в правительство с просьбой признать US Airways банкротом и защитить от кредиторов, а также выдать заем в миллиард долларов на реструктуризацию и еще 0,5 млрд - на продолжение полетов. Еще около миллиарда долларов компания надеется выручить, сократив зарплату персоналу.

В похожем положении оказалась и вторая авиакомпания мира United Airlines, потерявшая в прошлом году 2,1 млрд долларов. Через месяц компании предстоит выплатить 875 млн долларов, которых у нее нет. Глава United Airlines Джек Крейтон сообщил своим сотрудникам, что надеяться на госкредит в размере 1,8 млрд долларов не приходится, поэтому скорее всего придется прибегнуть к статье 11 закона о банкротстве США и таким образом защититься от кредиторов. Как заявил "Эксперту" президент и главный исполнительный директор Boeing Commercial Airplanes Group Алан Малалли, которому акционеры United дважды предлагали возглавить эту компанию, "она сможет выжить, только если договорится с профсоюзами и сократит издержки, увеличив при этом количество прибыльных рейсов". Но шансов на это, похоже, нет. По словам Джека Крейтона, "спрос упал и не растет, а тарифы по-прежнему остаются низкими".

Крупнейшая авиакомпания мира American Airlines с самым старым парком самолетов в США тоже балансирует на грани краха. Ее руководство в прошлую среду заявило о намерении уволить 7 тыс. работников и вывести из эксплуатации более 70 самолетов малой авиации (в основном Fokker 100).

Лекарство от мора, поразившего американскую индустрию авиаперевозок, руководители авиалиний и производители самолетов видят только в слиянии компаний и консолидации отрасли. Если раньше власти США этому противились, ссылаясь на антимонопольное законодательство, то сейчас чинить препятствия они, скорее всего, не будут. Это значит, что запланированные в 2000-2001 годах сделки по объединению авиакомпаний США будут завершаться в ускоренном темпе. То есть American Airlines окончательно поглотит обанкротившуюся TWA, Delta сольется с Continental, а United Airlines с US Airways.

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (336) 19 августа 2002
    Годовщина дефолта
    Содержание:
    Издержки профицита

    Проведение сверхжесткой бюджетной и долговой политики, оторванной от задач развития реального сектора экономики, - худший из уроков, которые можно было извлечь из кризиса четырехлетней давности

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама