Что останется после ДЕЗа

Русский бизнес
Москва, 19.08.2002
«Эксперт» №30 (336)
Сегодня управлением жильем занимаются всем известные ДЕЗы - субъекты несамостоятельные и неэффективные. Однако строится новое жилье, и застройщики все больше заинтересованы в том, чтобы их домом управляли частные профессиональные компании

Жилой фонд столицы - это приблизительно 40 тыс. зданий общей площадью 190 млн кв. м и рыночной стоимостью около 120 млрд долларов. Большая часть многоквартирных домов находится в так называемой общей долевой собственности. Часть "квадратов" принадлежит городу и сдается в наем, частью владеют граждане (в собственности москвичей находится более половины квартир). Такая "мозаика" - в рамках как одного дома, так и города в целом - одна из причин неэффективности управления жилой недвижимостью.

Несамостоятельные ДЕЗы

С виду управление городской недвижимостью выглядит вполне солидно - есть департаменты, отраслевые управления, отделы. Но это, похоже, уже давно колосс на глиняных ногах. Управление недвижимостью сегодня сводится лишь к латанию дыр, а вовсе не к поддержанию объектов в нормальном техническом состоянии. И в значительной степени это следствие абсолютной несамостоятельности ключевых государственных агентов - ДЕЗов.

Именно государственные унитарные предприятия - ДЕЗы, чье название расшифровывается как "дирекция единого заказчика", - занимаются сегодня эксплуатацией жилья. Формально их учредителем выступает Департамент государственного и муниципального имущества, но фактически эти организации подконтрольны местным органам управления - префектурам и управам. Сегодня ДЕЗы несамостоятельны абсолютно во всем - начиная от нормативов, регламентирующих количество административно-управленческого и обслуживающего персонала, и заканчивая распределением денежных средств, что, безусловно, полный абсурд.

Многие жители, недовольные качеством услуг, которые оказывают городские коммунальные службы, уверены: на ДЕЗах вообще надо поставить крест. Но заместитель директора Института региональных экономических исследований Ариадна Кириллова так не считает: "Ни в коем случае нельзя ликвидировать ДЕЗы. Их надо усовершенствовать. Ведь в этих организациях сосредоточен значительный профессиональный потенциал. Им просто надо создать лучшие экономические условия. Для начала снять административное давление, а потом, быть может, поэтапно реструктурировать. Кроме того, необходимо создать четкий механизм взаимодействия управляющих организаций (и ДЕЗов, и частных компаний) с органами городской власти и местного самоуправления".

Не обойтись и без оценки разномастного жилого фонда - по техническому состоянию, инженерной насыщенности, типам зданий, социальному составу жильцов. Такая "инвентаризация" необходима для прогнозирования как текущих, так и капитальных затрат. Это, по мнению г-жи Кирилловой, скажется на эффективности работы управляющих организаций и рентабельности.

Кто на смену

Реструктуризация ДЕЗов, конечно, необходима, но существует ли в принципе альтернатива этим госструктурам? Мировой опыт показывает: да, существует - в лице частных компаний, специализирующихся на управлении недвижимостью. Но у нас пока они, к сожалению, на этот рынок не рвутся. В ведении немногочисленных управленцев находятся весьма скромные - до 300 тыс. метров - объемы площадей, что само по себе огр

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (336) 19 августа 2002
    Годовщина дефолта
    Содержание:
    Издержки профицита

    Проведение сверхжесткой бюджетной и долговой политики, оторванной от задач развития реального сектора экономики, - худший из уроков, которые можно было извлечь из кризиса четырехлетней давности

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама