О внезапной капитуляции

Разное
Москва, 19.08.2002
«Эксперт» №30 (336)

Даже если, напрягши последние силы, допустить, что где-то на просторах родины было еще пять-шесть - ну ладно, два-три - ну хоть один чиновник, искренне боявшийся нарушать закон, то на прошлой неделе эта дурь с него соскочила.

Смотрите: вот - какой угодно закон. А вот - подписанный в прошлый вторник указ президента РФ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", в котором написано: государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван... соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих. Фразочка после отточия и есть один из помянутых в заголовке указа "общих принципов". В какое же отношение к "общим принципам" указ ставит чиновника? А вот в какое: ему "рекомендовано" их "придерживаться". Стало быть, только что был закон, то есть нечто безоговорочно обязательное. А теперь - оп-ля! - есть "рекомендация" "придерживаться" закона в меру "сознания своей ответственности". Юридически закон остался законом, но всс это извивающееся пустословие облило его такими помоями, что теперь неловко за этот закон и спрашивать. Да спрашивать-то и прежде нечасто собирались, а уж теперь...

В начале весны точно такую же туфту - под названием "Кодекс поведения госслужащих РФ" - рассматривала Дума (см. "О лицемерии", N12). Тот набор благоглупостей был принят в первом чтении и дальше, говорят, не пойдет - но не потому, что до депутатов наконец дошло, что в нынешней ситуации непристойно принимать федеральный закон, рекомендующий госслужащему "исполнять свои обязанности, соблюдая закон" и не рекомендующий ему же "осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц". Нет - заявлено, что в этом документе "есть конструкции, не свойственные российскому законодательству"; вранье, конечно, - на то и бывает второе чтение, чтобы такие вещи исправлять. И вот теперь эстафету бессмысленного лицемерия подхватил президент.

Невозможно постичь, зачем ему это понадобилось. Резоны, изложенные одновременно с опубликованием указа, были, мягко говоря, не вполне убедительны. Нам, например, сообщали, что эта бумага "вводит новое понятие" конфликт интересов (понятие, в бытовом смысле общеизвестное, в юридическом смысле так и не "введено": не дано внятной дефиниции) и научает чиновника, как при таком конфликте себя вести (доложиться по начальству - тоже мне, бином Ньютона). Нам говорили, что "если чиновник грубо и систематически нарушает данные принципы", это станет для его начальства поводом - все-таки не отдать его под суд, а - "задуматься над чистоплотностью этого чиновника".

Эти слова говорил Д. А. Медведев, первый замглавы президентской администрации, руководитель рабочей группы по подготовке реформы госслужбы. Значит, либо он сам не знает, что коррупция доедает страну, - либо полагает, что это не известно публике. Иначе он поостерегся бы заявлять, что для сомнений в чистоплотности чиновной братии необходимо сначала издать абсолютно аморфный и невнятный президентский указ, а пот

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (336) 19 августа 2002
    Годовщина дефолта
    Содержание:
    Издержки профицита

    Проведение сверхжесткой бюджетной и долговой политики, оторванной от задач развития реального сектора экономики, - худший из уроков, которые можно было извлечь из кризиса четырехлетней давности

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама