Пить стало дорого

Экономика и финансы
«Эксперт» №31 (337) 26 августа 2002

На прошлой неделе британское потребительское издание - Publican Newspaper - опубликовало почти сенсационные данные: за 2001 год пиво подорожало в среднем на 4,5%, до 2,86 доллара за пинту (0,568 литра). Сенсационность состоит, разумеется, не в новой цене пивной пинты, а в том, что стоимость пива в Великобритании давно стала полноценным экономическим макроиндикатором - таким же, как, скажем, инфляция. Однако инфляция, по заверениям британского центробанка, не превысит 2,5% аж до второго квартала 2004 года. Потребительские цены в стране тоже растут очень медленно - на 2% в год.

В этом контексте единственным объяснением резкого подорожания пива, по мнению Publican Newspaper, является сокращение числа туристов, приезжающих в Великобританию. В результате спрос на пиво заметно упал, и пивовары, чтобы сохранить рентабельность своего бизнеса, вынуждены были поднять цены. Следом за пивом стали дорожать и все остальные алкогольные напитки. Стакан вина в среднем стал стоить 1,67 фунта вместо 1,57, а 25 миллилитров виски - 1,37 фунта вместо 1,31.

Впрочем, по мнению специалистов, подорожание спиртного, и в первую очередь пива, никак не повлияет на спрос. Как показывает многолетний опыт, потребление пива британцами - величина постоянная, не зависящая от роста цен на этот напиток и даже от более серьезных катаклизмов.