Рынок хочет низких цен и новизны

Русский бизнес
Москва, 02.09.2002
«Эксперт» №32 (338)
Новое во многих случаях родится из нюансов, из наблюдений за нашей повседневностью, из тщательного и лишенного неприязни анализа стиля русской жизни

Конец лета 2002 года принес нам приятные экономические вести. Конъюнктурный спад прекратился и сменился заметным подъемом. Об этом говорят и статистические данные, и ощущения самих участников рынка. В июле темп роста промышленного производства составил 2,3%. В годовом выражении это колоссальные темпы - под 30%: таким же мощным подъемом характеризовались первые посткризисные месяцы 1998 года. Августовских данных еще нет, но и они наверняка укажут на рост. Наверняка, потому что подъем заметили игроки всех уровней. От крупных сырьевых компаний до небольших фирм, обслуживающих миниатюрные сегменты внутреннего рынка.

Механизм раскручивания конъюнктуры, похоже, остался таким же, как в 2000-2001 годах. Первоначальный импульс хозяйству дали мировые цены на нефть, и почти тут же их позитивное влияние было подхвачено ростом внутреннего спроса. Скорость распространения положительной динамики - хороший симптом. Она означает, что экономика наша легко реагирует на позитивные сигналы, а значит, в ней заложен долгосрочный растущий тренд.

Прогнозировать, как долго продлится этот подъем и какой он будет мощности, сегодня довольно трудно. Просто мало информации, рожденной именно этим циклом. Но в известной степени масштаб и продолжительность подъема зависят от того, насколько сами игроки смогут удовлетворить чаяния рынка. Каковы же эти чаяния?

Ожидание первое заключается в том, что российский внутренний рынок хочет быть большим, если не сказать массовым. То есть если в момент короткого подъема 1997 года прибегнуть к услугам цивилизованной торговли, мечтать о покупке нового холодильника или пары новеньких джинсов могли лишь те граждане, чьи доходы прямо или косвенно определялись ценами на экспортируемое сырье, то сегодня такие желания может позволить себе примерно половина россиян. Причем если верхняя треть этой половины многие свои потребности уже удовлетворила, то остальные находятся на пороге потребительского сумасшествия. Где сегодня растут продажи быстрее - в Москве или в регионах? Правильный ответ: в регионах. Там, где люди еще не успели удовлетворить все свои желания.

Но чтобы работать на массовом рынке, надо научиться работать в более низкой ценовой нише. А для того, чтобы делать это эффективно, надо работать с более низкими издержками. В этом и заключается одно из важнейших требований современного российского рынка к его игрокам - чтобы рынок развивался, а подъем был мощным и продолжительным, необходимо, чтобы очень многие научились контролировать свои издержки. Раньше это было, что называется, на любителя или этим занимались великие люди, предугадывающие будущие проблемы. Сегодня это требуется практических от всех.

Впрочем, на каждое правило есть исключение. И для этого исключения есть второе ожидание рынка - он ждет появления новых, произведенных в России и для России товаров и услуг. Причем не надо думать, что это "новое" обязательно будет таким огромным и поражающим человеческое воображение, как высадка на Луну. Новое во многих случаях родится из нюанс

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (338) 2 сентября 2002
    Саммит оон
    Содержание:
    Спасение мира, эпизод II. Йоханнесбург

    Делегатам Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге вряд ли удастся договориться о том, как решать глобальные проблемы

    Международный бизнес
    Реклама