Крупнейшая метеоритная бомбардировка

Наука и технологии
Москва, 02.09.2002
«Эксперт» №32 (338)

Ранняя эволюция Земли исследована очень мало. Данные, которыми располагают и оперируют специалисты, фрагментарны, разрозненны и зачастую противоречивы. Реконструкция событий и процессов, происходивших на Земле миллионы и миллиарды лет назад, предполагает использование методов прежде всего геологической науки.

В августе журнал Science опубликовал статью двух американских геологов, Гэри Байерли (Университет штата Луизиана) и Дональда Лоу (Стэнфордский университет), установивших, как они считают, факт столкновения Земли с крупнейшим астероидом. Известно, что примерно 3,5 млрд лет назад завершился так называемый "период поздней тяжелой бомбардировки" Земли и прочих объектов Солнечной системы многочисленными астероидами, кометами, метеоритами. Американские исследователи полагают, что они обнаружили доказательства одного из самых ранних столкновений нашей планеты с самым крупным из астероидов, когда-либо падавших на ее поверхность.

Байерли и Лоу обработали геологический материал, собиравшийся в разных районах Земли в течение пятнадцати лет. Химический состав некоторых групп образцов содержит аномально высокие концентрации ряда редкоземельных металлов, а также хрома, нетипичные для земных пород, но характерные для метеоритов. Возраст же материала, определенный радиоизотопным методом, - 3,47 млрд лет. По оценкам исследователей, диаметр астероида составлял от 20 до 50 км, а выделенная при столкновении с Землей энергия на многие порядки превышала самый мощный ядерный взрыв. Катастрофа вызвала океанские волны километровой высоты, разрывы и трещины земной коры и тому подобное. Огромные же массы обломочного материала, поднятые в атмосферу, пылегазовое облако, "выпаренные" при ударе горные породы в течение длительного времени разносились и выпадали с осадками на поверхность Земли. Анализ именно этих выпадений, обнаруженных в Африке и Австралии, позволил Байерли и Лоу построить и обосновать модель одной их крупнейших катастроф в геологической истории планеты.

№32 (338) 2 сентября 2002