Премиальный бизнес

Международный бизнес
«Эксперт» №32 (338) 2 сентября 2002

В конце августа швейцарская компания Nestle опубликовала данные, заставившие ее конкурентов всерьез занервничать. По итогам первого квартала этого года прибыль Nestle, крупнейшего производителя продуктов питания в мире, увеличилась почти на 80%. Одновременно швейцарцы начали масштабную экспансию на рынки, которые прежде крепко "держали" их конкуренты. Главная цель наступления Nestle - рыночные сегменты в высшем ценовом диапазоне ("премиум"), развивающиеся сейчас наиболее динамично.

В течение нескольких последних лет Nestle из "тихой" консервативной компании превратилась в одного из самых агрессивных игроков на мировом рынке продовольствия. Вдобавок фирма потратила миллиарды долларов на приобретение различных компаний. Основной идеей топ-менеджеров было залатать дыры в продуктовом ассортименте фирмы. Они считали крайне необходимым набрать критическую массу в самых перспективных рыночных отраслях: замороженные полуфабрикаты и кондитерские изделия и мороженое класса "премиум". "Мировой рынок продовольствия растет очень медленно - в среднем на один-два процента в год. Однако некоторые потребительские сегменты, например замороженные продукты, развиваются гораздо быстрее", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко. Неудивительно, что в этой ситуации производители питания, от которых акционеры требуют отнюдь не однопроцентного роста, пытаются закрепиться на наиболее динамично развивающихся рыночных направлениях.

Следуя этой логике, в декабре прошлого года швейцарская группа приобрела за 641 млн долларов права на использование престижного "мороженого" брэнда в США и Канаде - Haagen-Dazs. В июне этого года Nestle объявила о покупке за 2,4 млрд долларов контрольного пакета акций другого американского производителя мороженого "премиум" - Dreyer`s Grand Ice Cream Inc. В августе швейцарцы купили американскую компанию Chef America, выпускающую замороженные продукты, за 2,6 млрд долларов. Не успев закончить эту сделку, Nestle сразу же назвала имена следующих жертв. Швейцарская компания собирается приобрести и шоколадный символ Америки - Hershey Foods, и подразделение фармацевтического концерна Pfizer, выпускающее жевательную резинку. За Hershey Nestle готова заплатить 12 млрд долларов - рекордная сумма в истории корпоративных приобретений швейцарской компании. В этом смысле экспансия Nestle на внешние рынки имеет четкую географическую направленность - самые богатые страны мира. И здесь нет ничего удивительного. В развивающихся странах потребители практически не покупают замороженную еду. "Грубо говоря, дорогую кулинарию начинают покупать при ВВП, превосходящем десять тысяч долларов на человека. Поэтому на разных рынках производители продуктов питания специализируются на тех брэндах, которые могут позволить себе местные потребители. На развивающихся рынках это, к примеру, кофе и шоколад, а в развитых странах - дорогая продукция вроде серии полуфабрикатов Nestle Buitoni", - говорит Алексей Кривошапко.

Стремительное увеличение числа брэн