"Русь" дорогого стоит

Повестка дня
«Эксперт» №32 (338) 2 сентября 2002
Контроль над страховым обществом "Русь", старейшим коммерческим страховщиком Санкт-Петербурга, полностью перешел в руки иностранцев.

Бывший владелец компании, а ныне депутат Госдумы Владислав Резник продал свой пакет акций (чуть более 50%) российской организации, аффилированной с "ERGO Europa". ERGO - не просто один из ведущих страховщиков Германии. Компания является основным подразделением лидера мирового перестраховочного рынка - группы Munich Re. Выручка Munich Re Group в 2000 году составила 40,7 млрд долларов, благодаря чему она заняла по этому показателю четвертое место среди всех страховщиков, специализирующихся на иных, нежели страхование жизни, видах страхования.

Munich Re уже давно проявляет активный интерес к российскому рынку: группа одной из первых открыла в России свое представительство и вышла в лидеры по величине принимаемых в перестрахование взносов. А в течение последнего года немецкий страховщик стал прицениваться к российским страховым компаниям. Как стало известно "Эксперту", уже достаточно скоро ERGO станет владельцем российской страховой компании федерального масштаба. По неофициальной информации, страховое общество "Русь" было продано за 10 млн долларов. Цена немаленькая, если сравнивать ее с иными сделками. В подобной ситуации экономическая целесообразность покупки питерской страховой компании "Русь" представляется сомнительной. Во-первых, "Русь" никогда не была стратегической целью ERGO - 49% российского страховщика фактически достались немцам "случайно", в придачу к купленной ими несколько лет назад компании Alte Leipziger, владевшей акциями компании "Русь". Во-вторых, "Русь" не занимает лидирующих позиций на привлекательных для иностранцев массовых сегментах страхового рынка и специализируется главным образом на имущественных рисках. Наконец, компания всегда была закрытой структурой, например не предоставляла квартальную статистическую информацию во Всероссийский союз страховщиков.

Из всех появившихся на рынке версий таких, мягко говоря, странных действий Munich Re наиболее вероятными являются две. Либо компания, напуганная мировой конъюнктурой и собственными убытками во втором квартале 2002 года (они составили 383 млн евро), решила отказаться от масштабных вливаний в российский рынок и ограничиться развитием фактически уже имеющегося бизнеса. Либо причины надо искать в том, что продавцом был именно Владислав Резник, который в настоящее время достаточно активно лоббирует в органах власти идею снятия значительной части ограничений, которые действуют по отношению к компаниям, доля иностранного капитала в которых превышает 49%. Если ERGO действительно планирует масштабно выходить на российский рынок, то это для них является первоочередной задачей.