Костыли для автопрома

Новые заградительные пошлины на подержанные иномарки не улучшат качество "Жигулей", но дадут стимул мировым гигантам автопрома инвестировать в местные сборочные производства

Спустя полтора месяца после принятия концепции развития российской автомобильной промышленности премьер-министр Михаил Касьянов подписал еще два документа, играющие в этом вопросе одну из ключевых ролей. Постановления N642 и N643 определяют размер таможенных пошлин на иностранные автомобили старше семи лет при ввозе их в Россию юридическими и физическими лицами. Суть - повышение с 1 октября ставок в два-четыре раза и фактически возведение на пути импортных "старушек" надежного барьера.

Подобного шага автомобильное лобби во главе с владельцем ГАЗа Олегом Дерипаской добивалось от правительства более года. Причем на новые иномарки предлагалось поднять пошлины до 35%, а запретительные ставки ввести на машины старше пяти лет. "Если цель - создание в России нормальной, не отверточной автомобильной промышленности, то надо в первую очередь наладить производство комплектующих и поддерживать спрос на рынке в достаточном объеме. А там, где создается автомобильная промышленность, запрет ввоза подержанных автомобилей - необходимое условие. Так во всем мире", - говорил несколько месяцев назад в интервью "Эксперту" генеральный директор ОАО ГАЗ Дмитрий Стрежнев.

Идею поддержки отечественных автопроизводителей одобрил президент, однако председатель правительства не торопился, заявив, что не хочет "поддерживать неэффективное производство за счет автолюбителей". Затем вновь откладывал решение, ожидая от отечественного автопрома конкретной программы создания современных автомобилей.

Подписанные в итоге постановления можно считать неким компромиссом, в результате которого пошлины все же вышли на уровень заградительных, но только для старых автомашин, чей возраст составляет семь и более лет. По оценке аналитиков Boston Consulting Group, количество импортируемых в Россию иномарок, возраст которых превышает семь лет, на сегодняшний день составляет 37% от всего автомобильного импорта. Именно этот сегмент конкурирует в основном с российскими "Жигулями".

Ставки на новые автомобили (до трех лет) остались на прежнем уровне в 25%, что объясняется просто: такие авто в общем объеме импорта занимают всего 7% и на рынок серьезно не влияют. Никак не меняются ставки пошлин и на автомобили в возрасте от трех до семи лет - сегмент автомобильного рынка, по цене приближающийся к самому ходовому. Тут действия правительства несколько разминулись с пожеланиями российского автолобби, требовавшего повышения пошлин на 5-20% (ранее Олег Дерипаска и глава Минпромнауки Илья Клебанов предлагали поднять их в три-четыре раза).

Одним из главных последствий принятия постановлений станет то, что перекроются сразу два канала ввоза старых иномарок - и физическими, и юридическими лицами. Обе категории импортеров до сих пор производили растаможивание по разным схемам, и это оставляло некоторые лазейки для юридических лиц. Теперь пошлины для физических лиц вырастут в 2,1-2,3 раза, а для юридических - в 3-4 раза. Тогда ввоз по "юридической" схеме тоже потеряет смысл. В цифрах это может выглядеть, например

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (339) 9 сентября 2002
    Закон о банкротстве
    Содержание:
    Оздоровление в мертвецкой

    Как добиться того, чтобы банкротство перестало быть орудием отъема собственности? Нужно сделать закон о банкротстве таким, чтобы он никому не давал такого шанса - пограбить

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама