Bertelsmann разочаровался в Интернете

Международный бизнес
«Эксперт» №33 (339) 9 сентября 2002

Британская Financial Times опубликовала информацию, согласно которой немецкий медиахолдинг Bertelsmann намерен продать весь свой интернет-бизнес. Примечательно, что несколько лет назад Bertelsmann рассчитывал укрепить свои позиции на мировом медиарынке именно за счет развития виртуального бизнеса. В 1998 году, когда холдинг переживал тяжелый спад, новый президент компании Томас Миддельхоф решил сосредоточиться на онлайновой торговле. Это было вполне обоснованное решение - пользователи Интернета все чаще предпочитали новые формы получения информации, и основной бизнес концерна оказался под угрозой. К тому же новички медиарынка вроде Napster и My.Mp3.com грозились погубить целые направления бизнеса Bertelsmann. В этой ситуации Миддельхоф и решил сыграть на "вражеском" поле. В результате немецкая компания стала второй в мире по объемам интернет-торговли.

Однако с падением высокотехнологичных рынков в прошлом году электронные проекты Bertelsmann понесли серьезные убытки. Стоимость виртуального подразделения холдинга, DirectGroup, упала с 3,8 до 2,9 млрд евро. Естественно, все это не лучшим образом сказалось на общей прибыли компании, что привело нынешним летом к отставке Томаса Миддельхофа. А вскоре появилась информация об отказе компании от развития интернет-бизнеса.

Есть и другая причина такого развития холдинга: семейства Бертельсманнов и Монов, владеющие Bertelsmann, намерены вернуться к прежней - консервативной - практике ведения бизнеса. По их мнению, Миддельхоф и так сделал компанию слишком открытой. Во многом благодаря его усилиям немецкий концерн передал 25,1% своих акций бельгийскому холдингу GBL. И это стало настоящей сенсацией - ведь на протяжении последних двухсот лет к контролю над бизнесом "чужих" не подпускали. А Миддельхоф не собирался останавливаться на достигнутом и планировал в будущем вывести Bertelsmann на биржу. Все это вызвало недовольство владельцев, и они приняли решение заняться консолидацией бизнеса. Продажа виртуальных активов - первый шаг в этом направлении.