Камерный урок литературы

Культура
Москва, 09.09.2002
«Эксперт» №33 (339)

Одной из первых новинок нынешнего театрального сезона стало "Преступление и наказание", поставленное Еленой Невежиной во МХАТе им. Чехова. Хотя первые показы прошли еще в начале лета, официальная премьера состоялась лишь на прошлой неделе.

Все начинается с приезда маменьки Пульхерии Александровны и сестры Дуни. Дамы в гофрированных платьях пугливо озираются, попав в облезлую, хмурую, до крайности похожую на гроб комнату - жилище их дорогого Роди. Сам же Раскольников стоит в центре сцены, рассеянно слушая бесконечные охи и вздохи. Еще движение - и его долговязая фигура заденет жестяную лампу под потолком.

Новая сцена МХАТа, открытая Олегом Табаковым совсем недавно и предназначенная для камерных постановок, действительно настолько крохотна, что и сама напоминает гроб, - при инсценировке романа Достоевского дополнительных декораций практически не требуется. Для "Преступления и наказания" в постановке Елены Невежиной, выпускницы Мастерской Петра Фоменко, художник Владимир Максимов только обозначил в глубине сцены пролеты петербургских набережных, стену между ними сделал школьной доской с начерченными порывистым нетвердым почерком формулами, а в центр поставил пару некрашеных табуреток.

Персонажей Достоевского задействовано в спектакле немного: Раскольников, его сестра и маменька, Разумихин, Соня Мармеладова, следователь Порфирий Петрович и два балагура-маляра. Отсутствие остальных действующих лиц объясняется просто: Невежина ставила не роман, а свое сочинение по "Преступлению и наказанию" (в программке так и значится: "сочинение"). Совсем как в школе. Только вместо исписанной тетрадки - трехчасовой спектакль. А вместо привычной для режиссера большой сцены (Невежина ставила "Контрабас", "Жак и его господин" и "Слуги и снег" в "Сатириконе", "Загадочные вариации" в театре Маяковского) - зальчик метр на два.

Сам Раскольников (Евгений Цыганов) внешне вполне традиционен - наряжен в бесформенный балахон, волосы спутанны, невнятная улыбка блуждает по лицу, тело сотрясается в озноб. Таких, дрожащих от содеянного "убивства", студентиков на театральных подмостках перебывало немало. Однако Невежина находит в герое Достоевского то, на что прежде никто из постановщиков особого внимания не обращал: Раскольников, избалованный самолюбивый мальчик с нежным взглядом, в первую очередь - горячо любимый сын и брат. И лишь потом - создатель теории о двух породах людей и убийца старушки.

Все "преступление" невежинского Раскольникова сводится к тому, что он эту теорию сочинил и искренне в нее поверил. И "наказание" соответствующее - проверив собственную теорию на самом себе, Раскольников убедился: Наполеон Наполеоном, а он, Родион, - "тварь дрожащая". С первого появления на сцене (действие начинается, когда старушка уже убита) и до последнего (Соня уводит Раскольникова к следователю) герой Евгения Цыганова пытается смириться с этим ошеломившим его открытием. Ни о раскаянии, ни о муках совести в спектакле Невежиной нет и речи. Но на то оно и сочинение: оригинальность мысли в

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (339) 9 сентября 2002
    Закон о банкротстве
    Содержание:
    Оздоровление в мертвецкой

    Как добиться того, чтобы банкротство перестало быть орудием отъема собственности? Нужно сделать закон о банкротстве таким, чтобы он никому не давал такого шанса - пограбить

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама