Стратегический мираж

Рейтинг
Москва, 09.09.2002
«Эксперт» №33 (339)
Очередное исследование рейтингового агентства "Эксперт РА" показало, что реструктуризация промышленности до сих пор не предъявляет спрос на стратегический консалтинг

Меньше года назад наши исследования демонстрировали более чем благостную картину. Промышленные компании строили бизнес-стратегии развития и при этом не мыслили своего существования без услуг консультантов, специализирующихся именно на этом сегменте рынка. Единство теории и практики, как говорится.

Однако в первом полугодии 2002 года картина резко изменилась. Нет, промышленники по-прежнему как-то развивают свой бизнес, и слово "реструктуризация" не сходит с газетных полос. А вот доля стратегического консалтинга резко сократилась. Если раньше это была наиболее востребованная услуга в управленческом консультировании, то теперь она практически сравнялась по популярности с услугами по оценке и уступает управленческим советам в области информационных технологий. Ну а по темпам роста лидирует консалтинг в области управления персоналом.

Ставка на стратегию

Для того чтобы понять происшедшие изменения, необходимо вернуться к ситуации, сложившейся на рынке консалтинговых услуг в прошлом году. К тому времени потенциал многих крупных компаний, заложенный девальвацией 1998 года, оказался практически исчерпанным. Для дальнейшего развития бизнеса требовались более совершенные методы управления. Руководители многих предприятий попытались переложить груз ответственности на плечи так называемых стратегических консультантов. У них искали ответы на насущные вопросы: проводить ли изменения, и если проводить, то какие и в какой последовательности?

Поэтому неудивительно, что 2001-й стал звездным часом стратегических консультантов, о чем ярко свидетельствуют прошлогодние рейтинги. Именно тогда их доля на рынке достигла своего максимума за все последние годы - 16,8%.

Последствия, в принципе, были ожидаемые. Ведь что подразумевает стратегический совет? Поиск основных направлений, над которыми еще работать и работать. И, естественно, не без помощи все тех же консультантов. Соответственно, в первом полугодии нынешнего года рынок ста российских консалтинговых компаний набрал еще большие темпы роста (70% по сравнению с прошлым годом) и достиг 3 млрд рублей. Рост спроса на услуги консультантов повлек за собой и увеличение численности специалистов самих консалтинговых компаний - их стало больше на 13,5%.

При этом развивался рынок не пропорционально. Например, стратегический консалтинг сдал свои позиции, на его долю теперь приходится всего 12,6% рынка. А вот услуги в области информационных технологий, управления персоналом и его подбора, а также услуги по оценочной деятельности, напротив, стали заметно более востребованны.

Оценка потенциала

Что обычно советуют стратегические консультанты? Не в обиду им будет сказано, в принципе одно и то же: оптимизировать структуру ведения бизнеса, сосредоточить внимание и силы на развитии одних направлений деятельности, а другие, наоборот, свернуть или продать. За этим неизбежно следуют сделки по продаже и поглощению. И здесь никак не обойтись без оценки. Теоретические выводы совпали с практическими, доля оценки на консалтинговом рынке выросл

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (339) 9 сентября 2002
    Закон о банкротстве
    Содержание:
    Оздоровление в мертвецкой

    Как добиться того, чтобы банкротство перестало быть орудием отъема собственности? Нужно сделать закон о банкротстве таким, чтобы он никому не давал такого шанса - пограбить

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама