Банковско-страховой рычаг

Рейтинг
Москва, 16.09.2002
«Эксперт» №34 (340)
Банки и страховые компании предоставляют российским предприятиям ряд услуг по сопровождению и кредитованию их экспортных сделок. Без государственной поддержки снизить стоимость услуг по страхованию экспортных кредитов не удастся

Посткризисный подъем в российской экономике создает предпосылки для расширения экспортных мощностей наших производителей и изменяет их финансовые потребности. Особенно это актуально для экспортеров несырьевых отраслей. Государство надеется на увеличение доли несырьевого экспорта в общем его объеме, попытается оказать некоторую поддержку производителям, реанимирует идею создания специального агентства по страхованию экспортных кредитов.

Какие задачи ставят перед финансовыми институтами экспортеры сегодня, в чем испытывают затруднения, на чью помощь рассчитывают? Могут ли принять этот вызов российские банки? Ответ на эти вопросы постарался получить "Эксперт", беседуя с банкирами, промышленниками и страховщиками.

Когда импортер просит рассрочку

Мировая тенденция, определившаяся в структуре финансовых расчетов, свидетельствует: акцент проблемы "кому продать" прочно дополнился позицией "на каких условиях". В условиях, когда предложение превышает спрос, покупатели настаивают на рассрочке платежа. Продавец, не способный удовлетворить это требование, теряет конкурентные преимущества и сходит с дистанции. Не единожды машиностроительные российские предприятия проигрывали тендеры - по цене-то лидировали, да по условиям исполнения контракта отставали. Самый печальный пример последних лет - российские "Силовые машины" проиграли тендер на поставку энергетического оборудования для каскада ГЭС "Три ущелья" в Китае.

Понятно, что предоставление рассрочки платежа для экспортера означает дополнительную нагрузку на его оборотные ресурсы. В ожидании денег ему предстоят расходы на закупку сырья, комплектующих, на транспорт, на оплату электроэнергии, на зарплату персоналу. Российские экспортеры, естественно, отправились за кредитами в российские и западные банки. Везде их встретили с набором требований разной степени жесткости.

"Спрос на те или иные операции банка со стороны экспортера определяется, в том числе, конъюнктурой внешних рынков и уровнем развития национальной экономики, частью которой наш клиент является, - считает заместитель начальника управления клиентских отношений Международного московского банка Сергей Дзюбенко. - Важно учесть, что наши экспортеры в большинстве своем выступают на международном рынке прайстейкерами, а не прайсмейкерами. Они принимают действующие на мировом рынке цены, а не устанавливают их. Колебания мировых цен не только влияют на проблему построения компанией бизнес-плана на средне- и долгосрочный периоды, но и формируют определенное поведение контрагентов на рынке внешнеторговых сделок. Высокий спрос на рынке предполагает авансирование поставщика (в ситуации рынка продавца), увеличение предложения побуждает производителя соглашаться на рассрочку платежа (рынок покупателя)". Основными потребителями сложных финансовых продуктов, по свидетельству банкира, выступают экспортные предприятия биржевой группы товаров, в частности нефте- и нефтехимический сектор, цветная металлургия.

Факторинг и форфейтинг (вариант факторинга) применяются в эк

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама