Сибирская трансмиссия

Наука и технологии
Москва, 16.09.2002
«Эксперт» №34 (340)
Премию нашего журнала "За технократическую фантазию" получила небольшая томская фирма, придумавшая, как объединить в одном устройстве подшипник и редуктор. Специалисты считают, что со временем это грозит традиционному машиностроению настоящим переворотом

Томск называют "умным" городом. Здесь сосредоточено столько высших учебных заведений, что по количеству студентов на душу населения Томск уверенно опережает и Москву, и Питер.

Виктор Становской - житель Томска и создатель редуктор-подшипника - был не слишком близок к механике (по образованию он инженер-физик, но больше работал с ураном), зато на практике постиг ее еще школьником, на примере собственного "Москвича", в котором, как оказалось, все устроено очень нерационально.

В 1999 году ему предложили заняться изготовлением волнового передаточного механизма, разработанного в начале 80-х годов профессором Томского политехнического института Арнольдом Беляевым. Виктор подошел к затее творчески и, учтя все достоинства и недостатки разработки своего земляка, предложил свою собственную - принципиально новую конструкцию.

Выглядит это революционное изобретение, прямо скажем, не очень эффектно: внешне оно напоминает подшипник качения и состоит из нескольких цилиндрических и кольцевых обойм, вставленных одна в другую. Между обоймами находятся шарики двух сортов. Те, что поменьше, при вращении обойм друг относительно друга выполняют функцию подшипника качения. Большие шарики - силовые - говоря инженерным языком, меняют количество движения, то есть позволяют одной обойме вращаться медленнее (или быстрее) относительно другой по аналогии с шестеренками зубчатого редуктора. Эти большие шарики именуются "промежуточными телами качения". В процессе работы устройства и те и другие шарики перекатываются по особым желобкам на обоймах. Суть ноу-хау - в расположении шариков между обоймами и геометрии криволинейных дорожек-желобков, по которым они перекатываются. Автор назвал это устройство "редуктор-подшипником", поскольку оно заменяет собой и тот, и другой.

Шлифовка бормашиной

После первой удачной попытки волновые передачи захватили Становского целиком и полностью. "Мне было очень легко изобретать. Я не изучал в институте зубчатые передачи, теорию машин и механизмов, поэтому стереотипы не мешали мне работать. Я не знал, что механические передачи нельзя делать так, как я делал", - объясняет свой успех сам Виктор.

Сначала это было просто хобби. Первые три устройства - собственно редуктор-подшипник, моноредуктор (редуктор-подшипник, у которого между обоймами перекатывается всего один силовой шарик) и редуктор-подшипник с качающейся шайбой - были изготовлены по чертежам Становского силами местных томских Левшей на совершенно не пригодных для этого станках. Дошлифовывать их изобретателю пришлось бормашиной. Но главное - преимущества новых передаточных механизмов, смутно проступавшие на стадии чертежей-черновиков, в "железе" полностью подтвердились.

В 2001 году нашелся человек, которому настолько понравилась простая и изящная идея Становского, что он согласился финансировать начальную стадию проекта независимо от того, удастся ли впоследствии выйти на рынок. Виктор Становской с еще несколькими энтузиастами создал малую инновационную компанию ООО "Томские трансмиссионные сис

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама