Пытка тенором

Культура
Москва, 16.09.2002
«Эксперт» №34 (340)

Вопреки многолетней традиции Большой театр открыл свой новый сезон не патриотическим "Иваном Сусаниным" Глинки, а грандиозной интернациональной премьерой оперы Джакомо Пуччини "Турандот". Пыльной легенде про национального героя дирекция ГАБТа предпочла символическую сказку о любви и не поскупилась выложить на ее постановку около миллиона долларов.

К работе была привлечена Франческа Замбелло - один из самых известных оперных режиссеров мира, последние пятнадцать лет ставившая свои версии классики в лучших театрах мира (от "Метрополитен-опера" до парижской "Гранд-опера"). Вместе с русским художником Георгием Цыпиным, прославившимся своими постановками в Мариинском театре, Замбелло решила превратить сцену Большого театра в роскошный ледяной дворец, символизирующий холодное сердце китайской принцессы Турандот. На фоне гигантских полупрозрачных исполинов с головами саламандр, овец и гусей хор и солисты выглядели насекомыми. Контраст между живыми артистами и пластиковыми титанами подчеркивал символизм сказки Карла Гоцци, положенной в основу оперного либретто. Однако ни роскошь декораций Георгия Цыпина, ни дорогие светоэффекты американца Рика Фишера, ни сама музыка последнего творения Пуччини, по-всей видимости, не смогли сломить привчыку артистов Большого работать на сцене "по-русски". Поэтому огромный хор "китайцев" в этой тонкой итальянской фреске звучал гулом стонущей толпы из "Бориса Годунова" Мусоргского, а танец китайских стражников напоминал дикие половецкие пляски из "Князя Игоря" Бородина. Редкая по красоте оркестровая партитура под рукой дирижера Александра Ведерникова читалась по складам: казалось, оркестр всеми силами пытается поспеть за певцами и хором. Диалог же главного героя принца Калафа с императором Альтоумом походил на состязание престарелых скоморохов: откровенно нечистому пению Франко Пальяцци (император) Роман Муравицкий (принц) пытался ответить неистовым криком. Пустой скрипучий теноровый тембр Муравицкого на премьере казался ничуть не лучше голоса эстрадной звезды Николая Басков (который тоже работает в Большом) - по всей видимости, ГАБТ теперь сделал Баскова эталоном культуры исполнения. Пытку тенором компенсировали великолепные женские голоса. Дуэт Турандот (Франческа Патане) и рабыни Лю (Лолита Семенина) выглядел настоящим состязанием оперных звезд. Причем эффектная итальянская оперная дива с пронзительным сопрано явно уступала русской певице с великолепно поставленным голосом и мастерски исполненной, отшлифованной до мелочей партией. Но, как бы то ни было, обе примадонны в этой постановке выглядели бриллиантами среди пепла давно истлевших голосов многочисленной труппы театра.

Возможно, права была присутствовавшая на премьере Галина Вишневская, сказав, что труппу Большого сейчас необходимо распустить года на полтора, чтобы затем набрать новую на конкурсной основе. Как показала премьера, великолепно сложенный сегодня менеджмент театра, способный генерировать блестящие проекты и привлекать под них огромные средства, не в состо

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама