Искусство с выдержкой

Культура
Москва, 16.09.2002
«Эксперт» №34 (340)

В TV-галерее открылся годовой проект "Архивация современности". По словам его автора Михаила Крокина, главное условие участия в проекте таково: художник должен был стать известным на ниве чего угодно, но не живописи. Которую Крокин и предполагает выставлять. Так, Вадим Фишкин, открывший "Архивацию", известен своими свето-, видео- и прочими инсталляциями. Давно живет в Любляне, выставляется в европейских галереях, в России бывает нечасто - что не помешало Крокину именно здесь, в России, докопаться до тех времен, когда Фишкин занимался живописью. Несколько холстов, уцелевших с тех времен, с десяток слайдов утраченного - и вот вам Фишкин эпохи живописи: соц-арт, который с точки зрения современности выглядит почти такой же древностью, как наскальные рисунки.

"Архивация" замыслена как проект скорее исторический, нежели художественный. Художественная ценность произведений вообще остается за скобками, главное - временной срез, имя в исторической перспективе. Крокин утверждает, что найти хотя бы десяток работ для заполнения двух галерейных залов - уже проблема: многое пропало, раздарено, продано. А с тем, что осталось, надлежит поступить по правилам исторической науки - зафиксировать все подряд, без разбора.

Ни в один из привычных выставочных форматов "Архивация" не вписывается. Именно поэтому далеко не все участники проекта приходят в восторг от его концепции: это не персональная выставка, где возможен отбор, и не ретроспектива, где ранние вещи будут оправданы последующими достижениями, а просто показ старых, часто случайных работ. Состав участников, однако, звучит вполне достойно - Дмитрий Цветков, Нина Котел, Владимир Сальников, Андрей Бильжо, Франсиско Инфанте, Герман Виноградов, Семен Файбисович.

Участие художника в проекте сведено к минимуму: требуется только предоставить работы. В процесс отбора или размещения картин он не вмешивается, да и участие автора в открытии выставки вовсе не обязательно. Оно, конечно, обидно, но такова специфика: произведения искусства в "Архивации" рассматриваются как исторический документ, фиксирующий времена хотя и не столь давние - всего-то 80-е - начало 90-х, - но отстоящие от нас на целую эпоху. Ту самую, когда еще не всем казалось, что холст себя изжил.

Участники экспозиций сильно рискуют: выставляя себя не в самом выгодном свете, они к тому же не могут быть уверены, что зрители имеют представление об их нынешнем творчестве. Зрители же, напротив, не рискуют ничем: любой посетитель "Архивации" автоматически попадает в ряды гурманов - в этом и заключается суть проекта. Если сыр, то вонючий, с плесенью, если вино, то многолетней выдержки, - именно так Михаил Крокин мыслит свой проект.

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама