Традиции купить нельзя

Культура
Москва, 16.09.2002
Дирижер Петербургского филармонического оркестра Юрий Темирканов считает, что состояние музыкальной культуры в России критическое. Спасать ее надо немедленно, не ждать, пока сформируется средний класс

Десятого октября Большой зал Московской консерватории примет на своей сцене редких гостей - Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Этот коллектив крайне редко бывает в Москве и потому в отечественной прессе почти не упоминается. Зато за рубежом, как пишет британская Financial Times, петербургский филармонический считался в девяностые годы не только самым популярным российским оркестром, но и самым дорогим: одно выступление, по оценкам влиятельной газеты, стоило 70 тыс. фунтов - это почти на четверть дороже, чем выступление Российского национального оркестра Михаила Плетнева, правда, раза в два дешевле самых дорогих американских оркестров. Своими позициями в мировой табели о рангах петербургский коллектив обязан прежде всего авторитету Евгения Мравинского, возглавлявшего оркестр с 1938 года. Сегодня высокий рейтинг коллектива и его доброе имя поддерживает Юрий Темирканов. Ему удается совмещать пост художественного руководителя питерского оркестра с работой еще в двух как минимум - в Лондонском филармоническом и в Балтиморском симфоническом. Незадолго до выступления в Москве г-н Темирканов любезно согласился ответить на несколько вопросов "Эксперта".

- Насколько нам известно, у вас довольно напряженный личный график выступлений в Европе и Америке. Контракты расписаны на два-три года вперед. Как много времени вы проводите со своим оркестром в Петербурге?

- В Петербурге я бываю не так часто, как хотелось бы, но к работе с моим оркестром это не имеет отношения. Большую часть времени я провожу с петербургским оркестром в зарубежных турне - это примерно пятнадцать-шестнадцать недель в году. Не каждый западный дирижер может похвастаться таким количеством выступлений с одним коллективом. А в Балтиморе я тоже главный дирижер, к несчастью...

- Почему же "к несчастью"?

- Если бы я мог зарабатывать достаточно денег в России, то не согласился бы на должность главного дирижера где-то еще. Сегодня же мне самому приходится платить за роскошь работать в своем отечестве. Выходит так, что на перелет из Америки в Россию приходится тратить больше, чем я получаю за год на посту главы Петербургского филармонического оркестра. А если учесть, что летать мне приходится раза три.четыре в год, то получается, что должность в Питере приносит одни убытки.

- Вы много работаете с западными коллективами. Что их, на ваш взгляд, отличает от наших?

- Хоть это и обидно признавать, российские оркестры никогда не готовятся к репетициям. Еще одно отличие заключается в том, что в России профессия музыканта вообще не считается престижной. Яркий тому пример: когда в Балтиморе объявляется вакансия на одно место, заявления подают больше полутора сотен человек. Лет пятнадцать назад у нас была такая же ситуация. Сейчас если открывается вакансия в петербургском оркестре и по объявлению приходит пять человек - это праздник. Обычно приходит человека два-три. Это и понятно: теперь ведь уже нет обкома партии, который обеспечивал музыкант

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама