Венеция - против течения

Культура
Москва, 16.09.2002
В нынешнем году жюри Венецианского фестиваля отдавало предпочтение картинам провокационным. Один из главных призов впервые за много лет достался России

Завершившийся неделю назад 59-й Венецианский фестиваль ознаменовался кардинальной сменой концепции и целой чередой скандалов. И то и другое в первую очередь связано со смещением прежнего директора Альфредо Барбера и приходом на его место Морица де Хадельна, на протяжении многих лет возглавлявшего Берлинале.

Оказавшись в Венеции, Хадельн немедленно принялся бороться с "итальянской культурной бюрократией". Первым делом он отменил "звездную дорожку" перед фестивальным дворцом. Теперь, как и на Берлинале, звезды подъезжают к дворцу на автомобилях. Но главное - изменилась сама структура фестивальных программ. В прошлом году показы разделялись на основной конкурс и "Сегодняшнее кино", и разделение это было более чем условным. На этот раз основному конкурсу, ориентированному на мейнстрим, противопоставлялся конкурс "Против течения" (upstream) - "некоммерческое кино", то есть фильмы подчеркнуто нетрадиционные и шокирующие, почти что андерграунд.

На "авторское" и "неголливудское" кино Венецианский фестиваль ориентировался и раньше, но Хадельн сместил акценты. В программу "Против течения" он включил фильмы откровенно скандальные, со сценами насилия и элементами порно: например, "Кен Парк" Эда Лахмана и Ларри Кларка (картина про свободолюбивых деток, которые с удовольствием мочат предков в перерывах между половыми актами) и "Лиля навсегда" Лукаса Мудиссона (история о русской девочке-проститутке). Впрочем, победили в этой программе фильмы поспокойнее: "Весна в маленьком городе" китайца Тян Чжуманцзяна - медитативно-лирическая история о семейных неурядицах в провинциальном городке - и "Июньская змея" - эстетская зарисовка японца Синья Цукамото.

В этом году даже в основном конкурсе перевешивало кино неоднозначное и провокационное. Картина шотландского режиссера Питера Муллана "Сестры Магдалины" вызвала негодование Ватикана, а с присуждением этому фильму "Золотого льва" скандал многократно усилился: "Сестры Магдалины" рассказывают о ирландских католических приютах-тюрьмах, где содержались молодые девушки, обвиненные церковью в "склонности ко греху" (реальная практика, просуществовавшая до середины 90-х).

Гости фестиваля приняли "Сестер Магдалины" на ура. Но куда большей любовью пользовался у них корейский "Оазис" Ли Чан Дона (премия за режиссуру, приз ФИПРЕССИ, приз лучшей молодой актрисе Мун Со Ри). В "Оазисе" тоже есть провокация - правда, не общественно-политическая, а морально-этическая. История любви уголовника и девушки с церебральным параличом все время балансирует на грани слезливой мелодрамы и жестокой сатиры. Сюжет, который вроде бы основывается на стандартной мелодраматической схеме (насильник трогательно влюбляется в собственную жертву) и на еще более стандартной схеме комедии положений, у Ли Чан Дона приобретает неожиданную трактовку. Прекрасной жертвой оказывается не миловидная блондинка, а отталкивающего вида инвалид, чья неловкость объясняется не рассеянностью, а физической неполноценностью. И этого достаточно, чтобы фильм из банального доказате

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (340) 16 сентября 2002
    Выборы в красноярске
    Содержание:
    Грязная кампания с чистым результатом

    При абсолютно равных шансах обоих претендентов на пост губернатора Красноярского края исход выборов могут решить позиция Москвы и участие федеральных телеканалов. Однако центр не готов сделать выбор между стоящими за спиной кандидатов корпорациями

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама