Air France берет курс на приватизацию

Международный бизнес
«Эксперт» №35 (341) 23 сентября 2002

Министр транспорта Франции Жиль де Робьен заявил, что в ближайшие недели в парламент будет направлен законопроект о приватизации ведущей французской авиакомпании Air France, предусматривающий сокращение доли государства с нынешних 54,4 до 20-25%. Принятие закона, по словам министра, позволит правительству вывести на рынок часть капитала компании, являющейся ведущим европейским авиаперевозчиком (доля на континентальном рынке достигает 17,5%). Правительство рассчитывает, что продажа акций начнется через несколько месяцев.

В конце августа биржевая капитализация Air France (3,2 млрд евро) не соответствовала даже рыночной стоимости авиационного флота компании (373 самолета на 31 марта 2002 года), тогда как руководство Air France полагает, что фирма стоит по меньшей мере 10 млрд евро. По итогам минувшего года Air France была единственным крупным европейским перевозчиком, оказавшимся "в плюсе" (чистая прибыль в 2001 году составила 153 млн евро при обороте 12,528 млрд евро; перевезено 43,3 млн пассажиров). В мире по прибыльности компания вышла на третье место. Для сравнения: чистые убытки ее главных конкурентов, британской British Airways и германской Lufthansa, значительно пострадавших в результате глобального кризиса системы авиаперевозок после 11 сентября прошлого года, составили за тот же период 320 млн евро и 630 млн евро соответственно.

Хорошие финансовые показатели Air France объясняются прежде всего тем, что на полеты в Северную Америку у нее приходилось лишь 15-18% оборота, вдвое меньше, чем, например, у British Airways. К тому же на падение спроса французская компания сразу же отреагировала экстренным планом, предусматривавшим сокращение флота, замораживание приема на работу, уменьшение всех расходов, кроме тех, которые были связаны с "безопасностью полетов и качеством продукта, предоставляемого клиентам". Результат налицо: уже за апрель-июнь этого года Air France заработала больше, чем за весь 2001 год: ее чистая прибыль за эти три месяца составила 159 млн евро. Достичь таких показателей французам во многом помогло и банкротство их менее удачливых конкурентов - авиакомпаний Sabena, Swissair и Air Afrique. В итоге французский авиаперевозчик сумел резко увеличить число африканских рейсов (пассажиропоток туда вырос на 22%).

В решении вопроса о дальнейшей приватизации (46% Air France было отдано в частные руки еще в 1999 году) немалое значение будет играть позиция профсоюзов. В обмен на отказ от забастовок и согласие на замораживание зарплат трудовой коллектив уже получил 13% акций, из которых 9% принадлежат пилотам (это примерно 3900 человек). Руководители компании заявили, что намерены сохранить принцип участия работников в управлении предприятием и не планируют массовых увольнений по экономическим причинам. Теперь работники ожидают гарантий увеличения своей доли в акционерном капитале в обмен на согласие на новую приватизацию.