Вопрос о стиле

Русский бизнес
«Эксперт» №35 (341) 23 сентября 2002
Возможен ли русский стиль? Беседы с русскими дизайнерами

Философ Федор Степун как-то раз случайно написал про дизайн. И написал он, что дизайн, или материальный мир, представленный в насыщенных эмоциями образах и конструкциях, начинается с национального пейзажа. Сильнейшие визуальные впечатления, которые человек впитывает с детства, позднее превращаются в материальные творения его рук и ума, и в силу отличности пейзажей разных стран творения эти имеют яркие национальные признаки. Однако пейзаж, безусловно, является лишь одним из элементов, на которых базируется национальный стиль. Развивая эту линию дальше, мы можем прийти к выводу, что дизайн впитывает и отражает всю трудно разложимую на ингредиенты культуру нации.

Произведения дизайнеров серовато-туманной Англии, апеллирующих к человеческому разуму, легко отличить от агрессивно декоративных, замешанных на сексе творений яркой Италии. Практичный дизайн немцев не спутаешь с любовно изощренными вещами, сделанными французами. Япония заразила Запад резким деконструктивизмом и все-таки остается чуждой для европейца, потому что вещи японцев несут в себе чисто японское, принципиально иное по сравнению с европейским отношение ко всему телесному.

А есть ли и должен ли быть особый русский дизайн? Вроде бы должен. Потому что, если мы отличны по своей природе от француза, итальянца или американца, то мы: а) никогда не сможем воссоздать их материальный мир на должном уровне качества, и копии наши всегда будут лишь жалкими подражаниями; и б) мы можем и должны создать свои образы материального мира, потому что без этого наша культура никак не сможет доказать свою реальную жизненную состоятельность.

Но пока что, увы, русского дизайна нет. Вещи, производимые в России, по крайней мере, то, что можно увидеть на улице, не впечатляют и даже не удивляют. Скучные подделки под западные образцы либо наглый фольклор - таковы две основные линии, с которыми сегодня ассоциируется понятие "русский дизайн".

Прилично ли? Конечно, нет. Но может ли быть по-другому? Не сожрала ли советская эпоха и хаос последних десятилетий наше особое видение мира? Насколько далеки мы от появления своего особого, русского, дизайна?

Ради ответов на эти вопросы и проведены нижеследующие беседы с творцами одежды - современными русскими дизайнерами. В алфавитном порядке: с Александром Арнгольдом, Юлией Далакян, Сергеем Ефремовым, Виолеттой Литвиновой и Игорем Чапуриным. Нам хотелось получить информацию из первоисточника, оттуда, где, собственно, и происходит акт творчества. Хотелось узнать, о чем думают люди, которые своим умом и руками делают одежду; какие сомнения их терзают, какие образы будущего русского стиля вдохновляют.

Когда я начинала этот проект, одна вполне разумная дама предупредила: "Учти, ты будешь общаться просто с портными. Возможно, они ничего интересного и не скажут". И я, и она сомневались напрасно. Мир "портных" оказался населен талантливыми, по-настоящему глубокими людьми, с амбициями и без компромиссов. Да, наша неразвитая бизнес-среда действительно заставляет их существовать в узких