Божественная призма

Культура
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
VIII Венецианская архитектурная биеннале показала: на смену фантастическим идеям пришли фантастические технологии. Главный принцип, которым руководствуется теперь архитектор, - все дозволено

Когда была объявлена тема нынешней Всемирной архитектурной биеннале, звучащая просто и непритязательно - Next, все решили, что нас накрывает новая волна футуристических утопий (предыдущая улеглась к концу шестидесятых). Все эти двухэтажные города, поселения на Луне, дома-аэропланы и прочие "гости из будущего" - неужели они снова завладели лучшими архитектурными умами?

Оказалось, вовсе нет. Next означает не мечты о далеком будущем, а знакомство с тем, что поджидает нас завтра утром, когда мы проснемся под грохот отбойных молотков. И если бы этот грохот был способен разбудить заодно и мечтателей-утопистов тех же шестидесятых, они увидели бы, как их идеи обретают плоть.

Тотальная деловитость

В последние годы мы привыкли к тому, что большая выставка современной архитектуры это не какое-нибудь чинное собрание молчаливых макетов и чертежей, это - нечто звучащее, зудящее, переливающееся виртуальными экранами, вспыхивающее лазерами, вращающее, разбрасывающее неоновые всполохи по стенам. Не случайно прошлая биеннале запомнилась главным образом не выставленными проектами, а гигантским экраном высотой в два человеческих роста, растянувшимся на несколько десятков метров через древний венецианский Арсенал. Под устрашающий рев, исходивший из репродукторов, этот экран показывал в режиме non-stop ужасы современных мегаполисов, гипнотизируя всех без исключения посетителей, включая тех, которые о мегаполисах знают не понаслышке.

Так что и в этом году все были вправе ожидать очередного архитектурного шоу. Однако на сей раз грандиозные макеты, к которым приложили руку разные мировые знаменитости, стоят себе в полнейшей тишине, безмолвные чертежи и компьютерные картинки развешаны по стендам. И все по разделам, как в учебнике для архитекторов: "жилье", "транспорт", "музей". Никаких звуков и вспышек света. Единственные странноватые предметы, которые поначалу можно было принять за арт-объекты, на поверку оказывались большими кусками перекрытий или другими конструктивными элементами, которые архитекторы заботливо привезли в Венецию и поставили рядом со своими макетами. Зачем? В качестве вещественного доказательства - если вдруг проект покажется вам слишком фантастичным и вы зададитесь вопросом: "ну а как это на практике осуществить-то?", - вы убедитесь, что для этого уже изобретен способ. В общем, как-то неожиданно деловито выглядит эта архитектура Next.

Но удивляться не стоит, потому как почти все, что собрали кураторы биеннале в Арсенале, - не фантазии, не размышления на тему, не концептуальные произведения, а самая что ни на есть реальность, если еще не воплощенная, то весьма недалекая от этого. Отсюда и нынешняя тотальная деловитость, сменившая тотальную концептуальность прошлых лет.

Что касается нашей архитектуры, то на этот раз ее представляют на биеннале целых две экспозиции. Одна - официальная - в российском павильоне от лица государства знакомит архитектурную общественность с планами реконструкции Большого и Мариинского театров. Она театральна, проникнута идеей

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама