Инвестиционный мираж рассеялся

Русский бизнес
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
Небольшие деньги для модернизации своих компаний российские предприниматели находят везде. Большие деньги они будут искать на западных фондовых рынках

То, что инвестиции неким образом связаны с экономическим ростом, является аксиомой. Причем связь эта работает в обе стороны: экономический рост стимулирует инвестиции и, наоборот, инвестиции стимулируют рост хозяйства. Как выглядит эта связь в числах, установить бывает непросто. Однако в данный момент нас интересуют не числа, а содержание процесса. Очевидно, что будущий профиль нашей экономики в значительной степени определяется инвестициями. Чтобы понять, какими мы будем через несколько лет, мы должны ответить на несколько вопросов. Планируют ли компании инвестиции? Насколько они масштабны? Каких изменений в компаниях можно ожидать, если инвестиции будут реализованы? Могут ли предприниматели найти под них деньги?

Для того чтобы оценить качество сегодняшнего инвестиционного спроса и возможность его удовлетворения живыми деньгами, журнал "Эксперт" провел исследование "Инвестиционный спрос российских компаний". Это второе наше исследование такого рода. Первое мы провели в 1997 году, и надо сказать, что ситуация за прошедшие пять лет изменилась радикально.

В 1997 году не более 10% предпринимателей имели ясные инвестиционные планы. Причем планы эти распространялись не дальше чем на один-два года. Горизонт же планирования большинства измерялся тремя-шестью месяцами, а если руководители предприятий и говорили о займах, то речь шла о займах в оборотные средства.

Сегодня четкие инвестиционные планы есть у всех. Горизонт прогнозирования расширился до трех-пяти лет. Но еще важнее, что инвестиционные планы направлены на снятие именно тех ограничений, которые реально сдерживают развитие нашей экономики. Аналитики не устают писать о том, что российская экономика остается недостаточно эффективной (у нас низкая производительность труда) и не способна конкурировать с западными товарами по качеству. И, что приятно, инвестиционные планы направлены на решение именно этих проблем: повышение рентабельности, снижение издержек, создание новых конкурентоспособных продуктов.

Деньги для реализации планов, несмотря на неразвитость нашего финансового рынка, предприятия находят. Пользуются они при этом самыми разнообразными схемами: и дорогими российскими кредитами, и более дешевыми займами у иностранных банков, и привлечением новых наших или западных акционеров. Однако все-таки ограниченность финансового рынка чувствуется, и долгосрочные инвестиционные стратегии российских игроков сегодня целиком завязаны на Запад.

Коротко эта схема для активных компаний выглядит следующим образом. Сегодня они ищут относительно небольшие займы для модернизации своих производств, на этой модернизации они добиваются роста потенциальной стоимости компаний, и уже потом, спустя два-три года, они планируют выход на западные фондовые рынки с целью привлечения действительно больших инвестиций, из которых и может сложиться эффект инвестиционного бума.

Битва за рентабельность

Во что вкладывать деньги? Еще несколько лет назад такой вопрос перед большинством российских производственных предприятий не

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама