Асимметричный федерализм

Экономика и финансы
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
В регионах, поддерживающих Кремль, остается больше финансовых средств, оппозиционные же регионы, напротив, наказываются рублем

В какой мере межбюджетные финансовые потоки отражают объективные условия - различия в налоговом потенциале регионов и их финансовых потребностях для предоставления среднероссийского уровня общественных благ, а в какой мере они формируются под воздействием политических факторов, таких как статус отдельных регионов и характер взаимоотношений с центром?

История реформирования межбюджетных отношений хорошо известна и вкратце сводится к трем этапам. 1992-1993 годы были временем "переговорного федерализма" - с каждым регионом в отдельности заключались соглашения о нормативах расщепления налоговых поступлений и обговаривались масштабы финансовой помощи из центра. В 1994 году прошла первая реформа - были унифицированы пропорции распределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и региональными и введена формула расчета выравнивающих трансфертов из созданного тогда Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Формула, правда, базировалась на фактических бюджетных поступлениях и фактических расходах за прошлые годы, а не на расчете налогового потенциала и бюджетных потребностей. Однако в 1999-2000 годах прошла вторая реформа, и этот недостаток был исправлен. Теперь трансферты из ФФПР зависят от бюджетной обеспеченности в сравнении со среднероссийским уровнем, которая, в свою очередь, исчисляется на основе индексов налогового потенциала (ИНП) и индексов бюджетных расходов (ИБР). ИНП рассчитывается как валовой региональный продукт (ВРП) в расчете на душу населения, скорректированный на отраслевую структуру производства (последнее необходимо, так как, скажем, в нефтегазовой промышленности налоговая нагрузка - отношение всех выплаченных налогов к добавленной стоимости - намного больше, чем в сельском хозяйстве). Он показывает, не сколько налогов регион фактически собрал в прошлом, а сколько мог бы собрать при среднероссийском уровне собираемости налогов. ИБР рассчитывается как стоимость предоставления госуслуг в регионе (стоимость корзины товаров, составляющих прожиточный минимум, стоимость топлива и т. п.) и корректируется на множество других факторов, которые могут потребовать больших или меньших расходов для предоставления среднероссийского уровня общественных благ. Эти факторы включают климатические и природные условия, возрастную структуру населения, долю городского населения, степень развития инфраструктуры и т. д. и охватывают всe основные расходные статьи региональных бюджетов - от расходов на ЖКХ до финансирования образования, здравоохранения, социального вспомоществования, охраны порядка, административного аппарата и других.

Изменились ли фактические финансовые потоки после этих реформ? Да, изменились, но не всегда так, как ожидалось. Дело в том, что попытка применить формулу в 2000 году вызвала резкую оппозицию регионов и привела к непредсказуемым результатам - соответствие фактических трансфертов идеальным ухудшилось, вместо того чтобы улучшиться. Поэтому индексы бюджетных расходов для бюджета на 2001 год под давлением региональных лоб

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама