От натурального хозяйства к аутсорсингу

Рейтинг
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
Производительность труда быстрее всего растет в крупном бизнесе

По производительности труда российский бизнес более чем в десять раз уступает зарубежному. Такой вывод следует из сопоставления данных об объеме реализации на одного работника по предприятиям из "Эксперт-200" и по 200 крупнейшим компаниям из Fortune Global. В то время как у наших компаний этот показатель равен 35,2 тыс. долларов (1025,9 тыс. рублей), у зарубежных он составляет 336,7 тыс. долларов. Из стран, чьи предприятия фигурируют среди 200 крупнейших компаний мира, только Китай (в Fortune он представлен тремя ведущими нефтегазовыми и энергетическими компаниями - State Power, China National Petroleum и Sinopec) сопоставим с Россией по производительности: 39,9 тыс. долл./чел. Далее с огромным отрывом следует Франция. Среди двух сотен крупнейших мировых компаний эту страну представляют пятнадцать, средняя производительность труда в них 255,5 тыс. долл./чел., то есть уже в семь раз выше, чем в среднем по предприятиям "Эксперт-200". Даже если сравнивать с французами двадцатку наиболее производительных компаний из нашего рейтинга (см. таблицу 7), то и она проигрывает более чем вдвое, имея средний показатель 113,8 тыс. долл./чел.

Основные причины столь плачевного состояния дел давно известны: низкое качество управления и дедовские технологии. Однако на этот раз хотелось бы выделить еще один аспект проблемы - инфраструктурный. Нашим компаниям помимо основного производства зачастую приходится содержать огромное число вспомогательных служб. Иногда это обусловлено сложившейся деловой практикой. Например, известно, что электроэнергетики, дабы обосновать тарифы перед ФЭК, вынуждены накручивать издержки, включая в состав своих подразделений и ремонтные, и сбытовые службы, которые к системе ЕЭС не относились даже в советские времена. Некоторые компании (в первую очередь это градообразующие предприятия, которые тянут ЖКХ, детские сады и проч.) идут на подобные шаги, чтобы избежать социальной напряженности. Наконец, иногда так поступают управленцы, впитавшие идеологию времен тотального дефицита и действующие по принципу "все мое ношу с собой": их предприятия могут годами работать автономно, без подрядчиков.

А западные компании, напротив, не только стараются избавиться от всех непрофильных активов и служб, но и традиционные свои функции стремятся передать на аутсорсинг. В результате их персонал - это только специалисты, занятые в ключевых операциях. Все остальное передано на подряд сторонним фирмам. Эффект аутсорсинга не ограничивается чисто арифметическим фокусом (вывели половину персонала за пределы компании - и производительность тут же удвоилась). Передавая часть работ на подряд на конкурсной основе, компания может выбирать контрагента с минимальными издержками, то есть эти работы ей обойдутся значительно дешевле.

В принципе в последние годы россияне тоже начинают прибегать к аутсорсингу. Например, нефтегазовые компании при разведке и подготовке месторождений все чаще пользуются услугами известных зарубежных сервисных структур (Schlumberger, Halliburton)

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама