Обновленный имидж

Рейтинг
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
На инвесторов производят впечатление не столько финансово-производственные результаты компаний, сколько их репутация

Одним из основных итогов последнего года можно считать существенное изменение отношения инвесторов к российскому крупному бизнесу. Два года подряд (1999-2000 гг.) фантастический промышленный рост практически никак не сказывался на капитализации участников "Эксперт-200. Капитализация". Две сотни компаний с наибольшей капитализацией (список 2) в сумме оценивались в 62,5 и 64,4 млрд долларов соответственно. Теперь же инвесторы отреагировали на замедление темпов роста в сочетании с нестабильной ситуацией на зарубежных фондовых рынках просто-таки ажиотажным поведением. Стоимость 200 компаний выросла в 1,7 раза и достигла 105,5 млрд долларов. Больший результат был зафиксирован лишь в предкризисном 1997-м - 160 млрд долларов.

Рост капитализации отразился и на основных показателях качества российских акций. Так, отношение капитализации к чистой прибыли (P/E ratio, основная характеристика акций) у 200 фигурантов "Эксперт-200. Капитализация" (список 2) на начало сентября составляло 5,61 против 3,5 годом раньше. Для сравнения: аналогичные акции на Западе оцениваются вдвое выше, обычно P/E находится в пределах 12-16. А вот другой популярный индикатор - отношение рыночной капитализации к объему реализации (P/S ratio) - составил 0,96 против 0,64 в 2001 году. А это уже вполне соответствует общемировым стандартам: в первом приближении промышленная компания стоит столько, сколько реализует за год.

Может показаться, что рост рыночной оценки российских предприятий связан с тем, что инвесторы после двух лет сомнений наконец-то отдали должное экономическому росту, а акции стали (или становятся) инструментом привлечения инвестиций. Однако это не так. По крайней мере не совсем так.

Во-первых, капитализация российской компании еще не может претендовать на роль индикатора развитости бизнеса. Если на Западе большая часть списков крупнейших компаний (в частности, списки Financial Times, Business Week и др.) составляется по критерию капитализации, то в России такой список не отражает никаких реалий. Достаточно сказать, что лишь 35 из 200 компаний (то есть всего 17,5%) основного рейтинга имеют сколько-нибудь ликвидные акции и попали в список 2 "Эксперт-200. Капитализация". Именно поэтому мы уже восемь лет рассматриваем этот список как дополнительный и составляем его прежде всего для того, чтобы не пропустить момента, когда капитализация компаний станет отражением их бизнеса.

Во-вторых, и это, пожалуй, более важно, стоимость подавляющего большинства компаний никак не соответствует реальной стоимости создания аналогичного бизнеса. Например, можно ли представить, что РАО "ЕЭС России" реально отстроить заново за 3,6 млрд долларов? Или КамАЗ за 240 млн долларов? А "Аэрофлот" - за 319 млн долларов? (Там одни самолеты стоят в два-три раза дороже.) И это еще компании из числа благополучных. За авиационного гиганта "Авиастар" инвесторы дают всего 5 млн долларов, за ЗИЛ - 8 млн.

Иными словами, акции все еще не могут служить инструментом масштабного привлечения инвестиций. В ближайшие

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама