Проверка возможностей

Рейтинг
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
Только в течение осени 2002 года российские промышленные компании намерены привлечь более 20 млрд рублей за счет корпоративных облигаций

Не дожидаясь затянувшейся докапитализации, российские компании стали привлекать деньги фондового рынка с помощью долговых финансовых инструментов, в первую очередь корпоративных облигаций. Рынок облигаций начал развиваться с 1999 года и с тех пор ежегодно как минимум удваивается. До конца года облигационные займы разместят 22 российских предприятия нефинансового сектора экономики на общую сумму около 25 млрд рублей. В истории российского долгового рынка подобных всплесков эмиссий еще не наблюдалось (график 24). За три месяца объем промышленных облигаций в обращении должен увеличиться почти вдвое, при этом на рынок планируют выйти более десяти новых компаний. В пересчете на год по тенденции это означает, что в следующем году рынок готов дать до 3-5 млрд долларов.

Впрочем, впадать в эйфорию пока преждевременно. Появление новых займов сопряжено с дополнительными рисками. Поэтому успех осенних размещений зависит не столько от активности эмитентов, сколько от способностей инвесторов профессионально оценить и минимизировать риски вложения в новые бумаги.

Инвестиции в перерабатывающие отрасли

Еще в прошлом году, когда готовился список "Эксперт-200", выяснилось, что крупнейшие российские компании составляют фундамент рынка корпоративных облигаций. На их долю и сейчас приходится около 70% всех размещенных облигационных займов и более 60% оборота вторичных биржевых торгов.

В ближайшее время позиции российских промышленников еще более укрепятся. На рынок выйдут такие компании-гиганты из "Эксперт-200", как РАО "ЕЭС России", "Газпром", АвтоВАЗ, "Алроса". С учетом того, что средний срок подготовки эмиссии составляет около полугода, можно сказать, что свое решение о выпуске компании приняли еще весной или летом.

Что им это дает в ближайшее время? Привлеченные займы предоставляют компаниям-гигантам реальную возможность диверсифицировать структуру долговых обязательств, использовать средства для пополнения оборотного капитала и реализации текущих проектов. Плюс ко всему выход на долговой рынок - хороший пиар, который создает компании имидж безупречного заемщика и кредитную историю.

Конечно, размер займов относительно невелик, реализовать с помощью облигаций крупномасштабные инвестиционные проекты вряд ли возможно. Тем не менее, по словам андеррайтеров, большая часть эмиссий носит инвестиционный характер. Косвенно это подтверждает и отраслевая структура рынка корпоративных облигаций (график 25). Доля компаний нефтяной промышленности здесь гораздо ниже, чем на рынке акций.

В то же время если бы выпуск облигаций носил исключительно имиджевый характер, то он был бы монополизирован нефтегазовым сектором, так как для пиар-бюджетов остальных компаний эта игрушка оказалась бы чересчур дорогой. Однако все наоборот. Из крупных нефтяных компаний в долговом сегменте активно действуют только ТНК, "Славнефть" и "Татнефть". Остальные же к рынку равнодушны. Причина невнимания проста: либо компаниям нужно много инвестиций и тогда они предпочитают рынок еврооблигаций ("ЛУКойл", "

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама