Цивилизованные заимки

Русский бизнес
Москва, 07.10.2002
«Эксперт» №37 (343)
Региональные власти не хотят упустить рекреационные возможности своих территорий. Однако найти инвестора на развитие внутреннего туризма будет непросто

На днях сразу в двух российских регионах - в Краснодарском крае и Иркутской области - прошли экономические форумы, на которых были представлены стратегии их развития на ближайшие три-пять лет. Впервые будущий экономический рост своих областей участники форумов связывали не только с ростом сырьевых отраслей, но и с активным развитием индустрии отдыха и развлечений. И это не случайно: по данным Российской ассоциации туристических агентств, сектор внутреннего туризма в России сегодня в 2-2,5 раза превосходит (по количеству туристов) сектор выездного туризма, и темпы роста внутреннего туризма самые высокие на рынке - 20-30% ежегодно. Благодаря своим уникальным рекреационным ресурсам, Черное море и Байкал по посещаемости уступают лишь Москве и Санкт-Петербургу и занимают сегодня почетные третье и четвертое места.

Несмотря на объявленную перспективность прибайкальской и черноморской территорий, у туристической отрасли в этих регионах есть все те недостатки, что характерны для российского туризма в целом, - это и плохая туристическая инфраструктура, и низкий уровень сервиса при завышенных ценах. Чтобы отрасль в перспективе могла удовлетворить растущий спрос, необходимы внушительные инвестиции в миллиарды долларов. Со своей стороны администрации Иркутской области и Краснодарского края пообещали создать у себя "благоприятный инвестиционный климат" и развивать необходимую для этого инфраструктуру: улучшать качество местных дорог и аэропортов, налаживать удобные воздушные трансферы и даже частично субсидировать строительство гостиниц. Если эти планы будут реализованы, то через два-три года, считают участники форумов, на рынке туризма в этих регионах можно ожидать инвестиционный бум.

Юрта по цене гостиницы "Марриотт"

Рынок туристических услуг в Иркутской области находится в самой начальной стадии развития. До 2002 года руководство области, сконцентрировав свое внимание на алюминии, газе и нефтехимии, не рассматривало туризм как бюджетообразующую отрасль: он был приравнен к "социалке" и находился в ведении областного спорткомитета. Однако растущее год от года количество туристов - как российских, так и зарубежных - заставило местные власти переменить отношение к отрасли туризма и включить ее в разряд перспективных.

В советское время Байкал посещали преимущественно иностранцы, и сегодня на их долю стабильно приходится более 50% от общего числа отдыхающих. С 2000 года среди российских туристов, посещающих Байкал, неуклонно растет доля жителей не только Иркутской области, но и центральных регионов России, прежде всего таких, как Московская или Ленинградская. По большей части туристы предпочитают отдыхать на Байкале "дикарями" - на своих машинах и со своими палатками. Только треть отдыхающих обращается к услугам турфирм, пакет предложений которых, правда, не очень широк.

Туристам предлагают либо оставшиеся с советских времен крупные турбазы и гостиницы (по примерным оценкам этих фирм, около 10% туристической базы Прибайкалья). Уровень сервиса здесь более чем скро

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (343) 7 октября 2002
    Выборы
    Содержание:
    Волго-енисейский овертайм

    В борьбе административных ресурсов региональных элит и федерального центра на выборах губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода победил ресурс центра

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама