Программа возрождения аула

Спецвыпуск
«Эксперт» №38 (344) 14 октября 2002
Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения станет основой крупномасштабной реформы казахстанского АПК

После знаменитого подъема целины, 50-летие начала которого будет торжественно отмечаться в марте 2004 года, Казахстан стал одной из главных житниц Советского Союза. И именно сельскохозяйственный сектор, в котором проживает 40% жителей республики, больше всего пострадал в результате развала СССР и разрыва интеграционных связей.

Реформы в казахстанском АПК начались позже, чем в других отраслях. Только в 1994 году были отпущены цены на сельскохозяйственную продукцию. К тому времени цены на технику давно были свободными, и в результате образовался огромный ценовой разрыв между продукцией промышленности и агропрома.

Со второй половины 90-х годов правительство стало последовательно проводить меры по стимулированию сельского хозяйства. В итоге начиная с 1999 года республика стабильно получает богатые урожаи зерновых, а в прошлом году рост в агропроме составил 17%.

Президент Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном послании нации объявил ближайшие три года периодом возрождения аула (села), уже принята государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы.

Первая из поставленных в ней задач - введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В Казахстане эти земли уже переданы в долгосрочную аренду, а в соответствии с проектом Земельного кодекса они могут передаваться в частные руки. Вернее, не передаваться, а продаваться.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 90 млн гектаров, Агентством по управлению земельными ресурсами Республики Казахстан она оценена в 1,15 трлн тенге (курс - примерно 154 тенге за доллар).

Задача нынешнего этапа, как подчеркнул в беседе с журналистами "Эксперта" вице-премьер и министр сельского хозяйства Республики Казахстан Ахметжан Есимов, сделать отношения в области земельного оборота прозрачными. Все деньги от продажи земли будут аккумулироваться в Национальном фонде. Большая часть накопленных фондом средств будет расходоваться на программы повышения плодородия земель и мелиорации.

После рассмотрения проекта Земельного кодекса в правительстве и Национальном совете при президенте документ передан на обсуждение в парламент, который и решит судьбу кодекса. Конечно, есть оппозиция, которая активно сопротивляется введению частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Но партий, которые за, - большинство. В общем, обсуждение обещает быть бурным, но есть надежда, что реформе сельского хозяйства будет придан новый импульс.

Законодательное обеспечение сельского хозяйства отстает, и это требует от руководства Казахстана скорейшего принятия целого ряда других законодательных актов, регламентирующих взаимоотношения во всех сегментах отрасли.

- Возьмем водное хозяйство, - говорит г-н Есимов. - При СССР была мощная система мелиорации, которая при всех издержках все-таки приносила плоды. Потом все пришло в упадок. Взаимоотношения между водопользователями и вододателями не упорядочены. А значит, необходимо обеспечить законодательно-правов

Что предусматривает агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы

Главный приоритет - преодоление отставания аграрной отрасли и села в целом, увеличившегося в условиях перехода к рынку. Поддержка села не означает повального государственного субсидирования и безвозвратного финансирования всего и вся. Будет целенаправленно проводиться в жизнь линия на создание условий, при которых человек может сам зарабатывать для себя и своей семьи, будет осуществляться поддержка тех, кто может и умеет работать. Крестьяне получат помощь по части кредитования, консалтинга, сбыта продукции.

Принципиальная черта: финансово-экономическая политика государства, в том числе социальная, будет селективно направлена на перспективные с точки зрения жизнедеятельности человека и развития рынка территории.

С этой целью правительству поручено разработать модель расселения жителей сельских территорий на перспективу. В 2003 году определится и судьба ряда депрессивных малых городов. Предусматривается, в частности, стимулирование внутренней миграции из неперспективных регионов в развивающиеся. Для этого правительство и парламент выработают модели расселения жителей села. В результате произойдет определенное административно-территориальное переустройство на уровне сельских районов и округов. Особые акценты на село и социальную сферу потребуют определенной бюджетной децентрализации.

В казахстанском правительстве считают назревшим вопрос о придании Министерству сельского хозяйства дополнительных функций по делам территорий.

Правительству и акимам (губернаторам областей) поручено ежегодно, в течение 2003-2005 годов, на 10 млрд тенге увеличивать объемы финансирования сельского образования, здравоохранения, средств на питьевую воду и на строительство и реконструкцию межобластных и межрайонных сельских автомобильных дорог.

В 2003 году начнутся коренные изменения в системе образования. Особое значение придается повышению статуса учителя, прежде всего сельского. Решится вопрос оплаты учительского труда.

В 2003-2005 годах произойдет укрепление малого и среднего бизнеса. Будут поэтапно решаться следующие ключевые задачи: снижение налогового бремени, легализация собственности и активов, облегчение доступа к кредитным ресурсам, упрощение административных процедур и разрешений, защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов; создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации. Будет принят целый комплекс мер по легализации собственности, точнее, земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах, а также собственности мелких предпринимателей.

Будут организованы средне- и крупнотоварные производства в растениеводстве и животноводстве, ориентированные на экспорт и внутренние государственные закупки.

Усилится государственный контроль и надзор за качеством продукции. Правительство приведет в порядок систему ветеринарного и санитарного надзора, в корне улучшит работу со стандартами и технологическими нормами, быстро приближая их к мировым.

Правительство примет меры по расширению внешних рынков сбыта и продолжит практику направления значительной части внешних займов на льготных и мягких условиях в сельское хозяйство, особенно по линии международных банков, усилит возможности лизинговых центров, кредитных товариществ.