Airbus выходит вперед

Международный бизнес
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)

Европейский авиастроительный концерн Airbus добился серьезного успеха в борьбе с американским конкурентом Boeing. Airbus заключил сделку с британской авиакомпанией EasyJet о продаже 120 самолетов A319 в течение пяти лет начиная с 2003 года. Это крупнейший контракт на поставку гражданских самолетов в нынешнем году.

Традиционные авиакомпании переживают финансовые трудности в связи со спадом в авиаперевозках после терактов 11 сентября, некоторые из них были вынуждены объявить о банкротстве. EasyJet же относится к так называемым бюджетным, или "дешевым" авиакомпаниям, которые продают пассажирам билеты со значительной скидкой, в несколько раз дешевле, чем традиционные национальные авиаперевозчики, такие как British Airways, Lufthansa, Air France. В результате бюджетные авиалинии демонстрируют быстрый рост оборотов и существенные прибыли, в то время как традиционные авиакомпании переживают тяжелые времена. Показатель заполняемости самолетов у бюджетных компаний составляет около 75-85%. А рост пассажиропотока, например, у EasyJet достигает 35%.

Неудивительно, что бюджетные авиалинии активно расширяют сеть маршрутов и наращивают парк машин, а авиакомпании - "носители флага" вынуждены отказываться от закупки новых самолетов. В итоге в последнее время все чаще высказывается мнение, что именно заказы бюджетных авиакомпаний способны стать для производителей самолетов стратегически важным резервом спроса, необходимым для выживания в условиях общемирового падения объема заказов.

Аналитики рассматривают контракт с EasyJet как стратегический прорыв для Airbus, поскольку он позволяет европейскому концерну закрепиться на рынке самолетов для "дешевых" авиалиний, где до сих пор господствовал Boeing. Сейчас авиапарк практически всех таких авиакомпаний состоит целиком из самолетов одной модели - Boeing 737. Использование однотипных самолетов считалось одним из способов экономии эксплуатационных расходов - на закупках запчастей, техническом обслуживании, тренировке летного состава.

В обмен на риск увеличения расходов от эксплуатации парка, состоящего из двух типов машин, EasyJet получил от Airbus крупные финансовые уступки по условиям контракта. Airbus готов согласиться на "скидку", которая, по разным оценкам, может составить от 30 до 45%. Кроме того, Airbus предложил EasyJet более выгодные, чем обычно, условия технической поддержки в эксплуатации самолетов. Контракт предусматривает опцион на приобретение EasyJet у Airbus дополнительной партии из 120 самолетов до 2012 года.

Контракт с британцами должен помочь Airbus добиться его главной мечты - превзойти Boeing в качестве крупнейшего в мире производителя самолетов. Одновременно с новостью стало известно о том, что Boeing скорректировал свои планы. По новым прогнозам американцев, рост производства на их заводах начнется не ранее чем в 2005 году, хотя прежде они предполагали, что подъем начнется уже в 2004-м. В нынешнем году заводы Boeing выпустят 380 самолетов по сравнению с 527 в 2001 году. В 2003-2004 годах, по собс

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама