"Причина всех бед - сверхдоходы уходят из Сибири"

Спецвыпуск
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)
Так считает полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский

- Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что главными проблемами Сибири сегодня являются неразвитость инфраструктуры, плохая демографическая ситуация и недостаток инвестиций?

- Те проблемы, о которые вы говорите, действительно очень важны для Сибири, но считать их главными было бы неправильно. Они - скорее следствие, чем причина, а в основе лежат явления более глубокие. Плохая демографическая ситуация, неразвитость инфраструктуры, недостаток инвестиций вызваны, в частности, тем, что рентные платежи - те сверхдоходы, которые извлекаются при эксплуатации сибирских природных богатств, - уходят из регионов Сибири и не работают на ее экономику. Ресурсодобывающие отрасли, в основном представленные здесь, не создают базы для экономического роста и развития Сибири - в лучшем случае они воспроизводят сами себя. Ни в наукоемкое производство, ни в лесопромышленный комплекс, который может стать чрезвычайно перспективным, ни в сельское хозяйство, ни в развитие инфраструктуры деньги практически вообще не вкладываются. Уменьшается количество рабочих мест - отсюда и ухудшение демографической ситуации.

Являясь крупнейшим в стране регионом - производителем электроэнергии, газа, топлива, металлов, Сибирь имеет в общем объеме инвестиций долю на уровне восьми процентов. В Сибирском федеральном округе самая высокая в стране доля инвестиций, осуществляемых за счет собственных средств предприятий, - около семидесяти процентов от общего объема. Это неправильно само по себе, ведь вложение федеральных денег в какой-то проект ценно не только с финансовой точки зрения, но и как сигнал инвесторам, демонстрирующий значимость данной отрасли или предприятия.

- Проблему недостаточного развития инфраструктуры в регионе федеральное правительство планирует решать посредством развития транспортной системы, о чем заявил на Байкальском форуме, БЭФе, министр транспорта Сергей Франк. А в чем, на ваш взгляд, должна заключаться роль региональных властей в развитии инфраструктуры? Готовы ли руководители сибирских регионов частично взять на себя решение этой проблемы?

- Учитывая сложность и масштабность проблемы транспортного освоения восточных регионов страны, ее значимость для экономической безопасности России, участники Байкальского экономического форума говорили о необходимости усилить опорную транспортную решетку Сибири и Дальнего Востока. Для этого предлагается наряду с использованием имеющихся и строительством новых магистральных железных и автомобильных дорог развернуть комплекс строительства межрегиональных и внутрирегиональных коммуникаций на территориях с благоприятными природно-климатическими условиями. Реализация стратегии экономического развития Сибири также связана с созданием транспортных схем, причем развитие коммуникаций и инфраструктуры должно не следовать за ростом экономики, а опережать и стимулировать его. Здесь интересы сибирских регионов полностью совпадают с теми направлениями, о которых говорил Франк. Возьмем, к примеру, ликвидацию разрывов, существующих на дороге

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама