Русские пришли

Культура
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)
Фильм "К-19" о трагической судьбе советской подводной лодки разрушил один из самых популярных голливудских мифов - миф о враждебной и дикой России

Кэтрин Бигелоу уже пятнадцать лет занимается кино. Впрочем, до 2002 года она добилась немногого. Широкая общественность знакома лишь с двумя ее достижениями - телесериалом "Дикие пальмы" (антиутопия про зловещих медиамагнатов и погруженный в пучину телевизионной иллюзии мир) и замысловатым фантастическим триллером 1995 года "Странные дни" (тоже про хитрую смесь реальности и виртуальности). Куда более Бигелоу известна киномиру в ином качестве - как бывшая жена Джеймса Камерона. Режиссерская чета давно развелась, но духовная связь между ними, судя по всему, сохранилась. Отправив в 1997-м на морское дно "Титаник", Камерон, ранее каждые несколько лет снимавший по оглушительному блокбастеру (два "Терминатора", "Чужие-1", "Бездна"), беспросветно замолчал. Теперь за глубоководную тему взялась его бывшая супруга, тоже решившая перенести на экран реальную морскую катастрофу. Впрочем, для своего "Титаника" Бигелоу выбрала весьма неожиданную историю - о едва не погибшей сорок лет назад советской подлодке.

В июне 1961 года К-19 — первый советский подводный атомоход с баллистическими ракетами на борту - отправился в учебный поход из Мурманска в Атлантику, чтобы продемонстрировать президенту Кеннеди мощь советского оружия, запустив тренировочную ракету с ядерной боеголовкой. Поход завершился быстро. Халтурно сваренная обшивка реактора прохудилась, система охлаждения испортилась, дело шло к ядерному взрыву. Катастрофу моряки предотвращали вручную - по очереди залезая в реактор и ремонтируя его чем придется. Восемь человек умерли от лучевой болезни через неделю, еще двенадцать - в течение года. Всю эту историю рассекретили только в девяностых, когда К-19 уже отплавала свое - погубив в бесконечных пожарах и радиационных утечках немало народа и получив среди моряков неофициальное прозвище "Хиросима".

Vodka, matushka, gulag

Из экранизированной Камероном классической легенды XX века о пароходе и губительном айсберге не могло получиться ничего, кроме отчаянной мелодрамы об утопшей любви. Никому до сих пор не известная трагедия на советской подлодке К-19 - лишь составная часть куда более важного голливудского мифа: о метафизическом Враге с немыслимым именем и квадратной челюстью, который живет в ледовитой стране за железным занавесом, на скрытой от глаз темной стороне Земли. Кэтрин Бигелоу в наследство досталась многолетняя традиция, согласно которой советский человек с ружьем и бутылкой водки - один из главных врагов человечества, по степени демоничности недалеко ушедший от живых мертвецов, младенцев-антихристов и головоногих пришельцев из дальнего космоса. Антропоморфные уроды с красными звездами на околышах фуражек заполоняли голливудский экран с самого начала холодной войны. Иногда они приобретали более или менее человеческий вид - как, например, в фильме про венгерские события "Путешествие" (1959), где Юл Бриннер изображал советского политрука, гипнотизирующего антисоветчиков пронзительным взглядом и харизматической лысиной. Иногда оказывались полностью пародийны

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама