Хождение литератора за три моря

Культура
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)

Питерский журналист Илья Стогофф, в 2000 году прославившийся романом "Мачо не плачут", два последующих года оживлял отечественный литературный пейзаж книжками в жанре non-fiction: "Революция сейчас!" (про террористов всех мастей), "Таблоид" (про написание статей в глянцевые журналы) и "Клубная жизнь" (про то, как правильно пить и курить). И вот наконец издательство "Эксмо" выпустило его новый роман с очередным несмешным каламбуром вместо названия - "mASIAfucker". В "Мачо не плачут" Стогофф занимался художественной инвентаризацией своего трудного жизненного опыта, состоявшего по большей части из неумеренных доз алкоголя, случайных половых связей и перманентного осмысления загубленной молодости. Оказывается, это был вовсе не одноразовый выброс исповедальности. Приобщив читателя к своей биографии, Стогофф, похоже, всерьез вознамерился и далее раз в несколько лет перед ним отчитываться. "mASIAfucker" - по сути, сиквел "Мачо", продолжение рассказа об этапах жизненного пути автора.

За прошедшие два года жизнь Стогоффа, к радости читателя, сильно улучшилась. Венерические болезни побеждены, в наличии любимая жена и подрастающий сын, на деньги от "Мачо" куплены телевизор, стиральная машина и моющий пылесос Rowenta. Автор больше не пьет и пишет хорошо оплачиваемые статьи в московскую глянцевую прессу. Что-то, однако, его гложет. То ли все та же загубленная молодость, то ли нехорошая зависть к популярности солиста группы "Ленинград" Сергея Шнурова - не очень ясно. В порыве трудноопределимой тоски, посетившей его в столице, он переходит с Ленинградского вокзала на Казанский и уезжает не в Питер, а куда глаза глядят - в Среднюю Азию.

Как там живут люди, непонятно. Вот модный питерский литератор, например, там жить не смог бы. Погода очень жаркая, душа нет, по улицам ходит злая милиция, нет FM-радио и туалетной бумаги, какие-то джигиты лезут в драку, даже не подозревая, что журнал "ОМ" считает объект их агрессии лучшим писателем современности. Практически рискуя жизнью, герой живет в гостиничных номерах с клопами в кровати и пауками на стенах. Неведомо как продержавшись в нечеловеческих условиях неделю, он сбегает - на первом попавшемся самолете, который летит на Сахалин. Сентиментальное путешествие по просторам бывшего СССР продолжается. Преодолев посланные Господом испытания в виде бетонированных вокзальных туалетов, страшных нелюдей-бурятов и жестковыйных новосибирских бандитов, новый Афанасий Никитин возвращается домой, полный пространством, временем и материалом для нового романа.

В принципе творчество Стогоффа можно подавать как хороший литературный проект - этакое "За стеклом" в прозе. Однако Стогофф не просто занимается художественно оформленным эксгибиционизмом. Он явно представляет себя медиумом - через которого вещает голос всего поколения тридцатилетних, успешно вышедших из социалистической разрухи и превратившихся в законченных европейцев.

Пока что Стогофф несколько обгоняет время. Но, кто знает, может быть, лет через двадцать и мы настолько приоб

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама