Может, сначала на кошечках?

Тема недели
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)

Учинить рынок в электроэнергетике Чубайс собирался давно. Еще будучи первым вице-премьером кабинета Черномырдина, в 1997 году он предпринял первую серьезную попытку сдвинуть с мертвой точки реформу отрасли. Но тогда даже поддержки Ельцина оказалось недостаточно - все смелые прожекты РАО были спущены на тормозах. Через три года, подхватив реформаторский порыв ведомства Грефа, Чубайс с утроенной энергией взялся за дело и ценой колоссальных усилий и жесточайших споров с президентским советником, думцами, сенаторами, учеными, губернаторами, миноритариями запустил-таки перестройку отрасли по своему сценарию.

Насильственная коммерциализация системообразующей отрасли, приведшая в других странах в лучшем случае к смешанным, противоречивым результатам, выбрана в качестве панацеи в решении копившихся десятилетиями проблем энергетики. Реформаторы убеждены, что, стоит только раздробить инфраструктурную монополию, выделить из нее примерно равных по силе производителей энергии, заставить их конкурировать между собой, - и радости потребителей от снижения тарифов не будет конца, а инвесторы начнут толкаться локтями вокруг кучи привлекательных объектов вложений. Не слишком ли красивая схема, чтобы оказаться жизнеспособной?

Да, проблемы энергетики надо решать. Возьмем острейшую - инвестиционный кризис, подрывающий возможность давно назревшей модернизации физически и морально устаревших основных фондов. Но оставив структуру отрасли в покое, можно было бы поддержать инвестиционную программу РАО ЕЭС и АО-энерго целевыми инвестициями из госбюджета. По словам представителей Минэкономразвития, активная политика государственных инвестиций в России невозможна. А поддержание бессмысленного бюджетного профицита и тупое перенакопление золотовалютных резервов - возможно? Не лучше ли пустить часть госдоходов на обновление важнейшей инфраструктурной отрасли?

Хорошо, жалко денег и розовых рыночных принципов, можно предложить и более щадящий вариант. Правительство совместно с РАО ЕЭС намечает план-график модернизации крупнейших энергетических объектов и садится по каждому проекту за стол переговоров со всеми заинтересованными сторонами, включая российских и зарубежных производителей оборудования, профильных иностранных инвесторов и крупных энергопотребителей в лице российских ФПГ, имеющих конкретные интересы на данном объекте. Такие проекты могли бы быть реализованы на принципах проектного финансирования на основе долгосрочных контрактов на отбор электроэнергии потребителем. Кстати, под эти контракты, да при наличии госгарантий можно легко подогнать крупные кредиты как наших, так и зарубежных банков, вовсе избавившись от казенных трат. Но нет! Зачем заниматься тяжелой рутинной работой? Устроим рынок, и он своими невидимыми руками сделает все сам! Есть большие сомнения.

Однако куда страшнее инвестдефицита другая болезнь отрасли - затратное ценообразование. Система ценообразования на электроэнергию до сих пор строится по формуле "затраты плюс дельта". Чем больше тратишь - тем больш

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама