Экстренное торможение

Русский бизнес
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)
Объявленная на АвтоВАЗе двухнедельная остановка главного конвейера вновь поставила вопрос о готовности крупнейшего российского автозавода к жесткой конкуренции и способности всей отрасли адаптироваться к требованиям рынка

Кризис перепроизводства и сбытовой политики, постепенно назревавший на крупнейшем российском автомобильном предприятии, с приходом осени получил логическую развязку: к середине октября на заводской площадке и у дилеров АвтоВАЗа скопилось около 77 тыс. готовых к реализации машин, из которых, если не принять экстренных мер, 25-30 тыс. может быть до конца года не продано.

О том, какими будут эти меры, в пресс-службе ВАЗа не могли сказать еще в первой половине дня 14 октября, но к вечеру решение было принято: остановить на период с 26 октября по 9 ноября главный конвейер. Соответствующий приказ был подписан на следующий день. Как сообщил вице-президент ОАО "АвтоВАЗ" по производству Михаил Добындо, за это время будет проведен усиленный ремонт оборудования на трех нитках главного конвейера, на участке выпуска автомобилей "Нива" и опытно-промышленном производстве. Первоначально это планировалось сделать за три праздничных дня - с 7 по 9 ноября, но из-за сложившейся ситуации "передышку" продлили, и профилактику проведут более основательно. Освободившимся работникам (около 100 тыс. человек) на время вынужденного отпуска сохранят две трети зарплаты, однако полной остановки завода не будет - продолжится выпуск многих узлов и деталей, в которых есть дефицит, а также пресс-форм и штампов для открытого недавно СП GM-AvtoVAZ. Предполагается, что за две недели будет выпущено запчастей как минимум на четверть миллиарда рублей, а в воскресенье 10 ноября на предприятии полностью возобновится двухсменная работа.

Из двух зол

В обозримом прошлом подобная остановка конвейера на Волжском автозаводе была лишь в 1998 году. Тогда тоже наблюдался всплеск продаж иномарок, и перепроизводство "Жигулей" составило примерно 50 тыс. машин. Но грянувший вскоре кризис вновь сделал их востребованными и избавил вазовцев от проблем со сбытом. Теперь, похоже, пришлось поломать голову над тем, как поступить. "В этой ситуации у руководства предприятия было два варианта: либо снижать цены, либо приостановить сборку, - отметил в беседе с 'Экспертом' финансовый аналитик Brunswik UBS Warburg Владимир Савов. - На мой взгляд, выбрано более логичное, рыночное решение, поскольку при перепроизводстве лучше сократить выпуск. Тем более что сейчас рынок действительно перенасыщен старыми иномарками, и в ближайшее время сбыт автомобилей в этой ценовой нише будет затруднен. Не думаю, что проблему ВАЗа следует считать опасной тенденцией, но это говорит о растущей конкуренции и должно стать для российских заводов тревожным сигналом".

Схожей точки зрения придерживаются и продавцы автомобилей. Член правления одного из крупнейших вазовских дилеров - компании "Автомир" - Алексей Проскуряков так прокомментировал "Эксперту" сообщение из Тольятти: "Мы считаем это решение грамотным и совершенно не кризисным ходом коммерческой структуры. Надо разобраться с товарными запасами, скорректировать программу производства. Мы видим, что емкость рынка по вазовским моделям в этом году снизилась в Москве с обычного объема в

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама