Что может быть доброго из Тольятти?

Русский бизнес
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)
Руководство АвтоВАЗа всегда играет в одну и ту же игру. Пора привыкнуть

Память у нас всех короткая, вот мы и ходим все время по граблям - и все время удивляемся. Так и теперь - все поражены: АвтоВАЗ выкинул трюк, прямо клонящийся к его (незаслуженной) выгоде и нашим (почему-то) невыгодам. Как говорил поручик Брусенцов, "надо же! Кто бы мог подумать?".

Между тем если не полениться и полистать подшивки, то убедишься, что никаких других новостей из столицы российского автомобилестроения обычно и не поступает. Как в ходе приватизации руководство АвтоВАЗа прикупило лавочку за три рубля - да притом чужие три рубля, - так с тех пор дело в одну сторону и идет.

Самое-то забавное, что все и всегда происходило на глазах у публики, никто практически ничего не скрывал. Что лоббистские возможности веселого тандема В. В. Каданников-Б. А. Березовский превосходили самое разнузданное воображение, знала каждая собака. Что в результате АвтоВАЗу позволяли сделать из приватизационных процедур - и так-то более чем благоприятных для директората - одно исключение за другим, писалось во всех газетах. Писалось и о том, как уникальные черты вазовской приватизации привели к переходу контрольного пакета акций автогиганта в концерн AVVA, причем за этот пакет частично заплатили доверчивые граждане, выстаивавшие многочасовые очереди за ценными бумагами этой панамы, а в основном-то сам АвтоВАЗ (то есть за госсобственность было заплачено госденьгами). И о том, что вскоре после этой успешной самоскупки партнеры (главные учредители AVVA: АвтоВАЗ и ЛогоВАЗ Березовского) разбранились и стали взаимно винить друг друга в грабеже. И о той все возрастающей роли, которую играли на заводе бандитские группировки. И о том, что все постсоветское время едва ли не главным занятием руководства АвтоВАЗа было неизменно успешное лоббирование высоких пошлин на ввозимые иномарки. И о том, что в постсоветское время, как и в "допостсоветское", обновление модельного ряда шло недопустимо медленно, а падение конкурентоспособности продукции - слишком быстро...

Не стали особенным секретом и последующие подвиги вазовцев. Например, в начале 1996 года В. В. Каданников стал первым вице-премьером - и оставленный им завод почему-то перестал платить налоги. Совсем. К осени, когда В. В. Каданников вынужден был покинуть Белый дом, долг АвтоВАЗа перед бюджетом составлял 2,9 трлн рублей, то есть по тогдашнему курсу - более полумиллиарда долларов. Правительство попыталось использовать момент для того, чтобы вырвать завод из рук удалого руководства. Было решено, что завод эмитирует и продаст контрольный пакет своих акций. Лысого черта. У кабинета министров не хватило лоббистской мощи: эмитировать-то пакет вазовцы эмитировали, но продать чужим? Да вы с ума сошли!.. Впрочем, о последовавшей реструктуризации долга вы прочли в предыдущей статье. Зато о более поздней вазовской "афере с песком", когда автозавод и его структуры, якобы закупив в Дагестане 50 млн тонн песка, требовали от бюджета возврата НДС на сумму опять-таки свыше полумиллиарда долларов, вы в предыдущей статье не читали. А надо

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама