Об образовательном стандарте

Разное
Москва, 21.10.2002
«Эксперт» №39 (345)

Вы, наверно, даже не замечаете, а ведь сейчас обсуждается, принимается и будет принят образовательный стандарт общего образования - документ, определяющий, чему будут учить - и чему обязаны выучить - человека, пришедшего в российскую школу. Дело это серьезное. Такие документы действуют, как правило, не менее десяти-пятнадцати лет, на их основе разрабатываются школьные программы.

Конечно, преувеличивать значение стандарта не нужно. Действующий учительский корпус (плюс директорат школ, плюс органы управления образованием...) может учить детей только тому, чему учит сейчас; действующие педвузы - также структуры крайне инерционные; заметно сдвинуть эти махины никакой отдельной бумагой - хотя бы тем же стандартом - заведомо нельзя. Однако стандарт должен и может задать направление желаемых перемен, показать стране, чего она, страна, надеется в ближайшие годы добиться от своей школы.

В проекте коллектива авторов (более теоретиков, чем практиков) под руководством академиков Российской академии образования Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова заметнее всего два вектора перемен. Первый таков: детей нужно разгрузить. Мне это не кажется аксиомой. Переутомленность от научных бдений - это последнее, что может прийти в голову при виде сегодняшнего подростка. Да, здоровье детей в России становится все хуже - но едва ли только из-за ботаники с геометрией, а не, например, от скверного питания, дурной воды и качества здравоохранения. Скажем, тридцатикратный рост врожденного сифилиса - уж никак не от геометрии. Тем не менее проект выстроен под знаменем "разгрузки".

(Иное дело, что разгрузка в проекте жульническая: число часов по всем предметам стабильно или растет, а общая сумма часов уменьшается - просто потому, что сумма в "старом" варианте учитывает физкультуру, а в "новом" - нет. То, что авторы позволили себе такую наглость, даже хорошо: значит, в РАО все-таки не принято бить друг друга канделябрами...)

Как же под этим знаменем поменялась значимость отдельных предметов? Расцвели, конечно, информатика (не совсем бесполезная, если у школьника есть компьютер, - и со всех точек зрения вопиющая, если ни у школьника, ни у учителя компьютеров нет), а также экономика и право (не хочется даже воображать, как они будут выглядеть в рядовой школе) - в обоих случаях спорить очень можно, но бесполезно: мода-с. Другое дело - перемены в привычных дисциплинах. Тут, хочется верить, еще можно поменять подход, поскольку тот, что наблюдается в проекте, как-то не радует.

Количество часов, отводимых на литературу и историю, урезается; на русский язык часов станет меньше, чем на иностранный. Коротко говоря, делается заметный шаг в сторону колониальной школы: ну, мол, их к чертовой матери, ваш тарабарский язык и вашу варварскую историю - никому они не интересны. Главное - чтобы вы понимали приказы белого господина. Чтобы в такой направленности не оставалось уж никакого сомнения, в проекте мелькает термин "мировой язык" - боюсь, под ним понимается примерно то, что в годы расцвета Британской

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама