В чем ваша миссия

Спецвыпуск
Москва, 21.10.2002
Для того чтобы двигаться вперед, а не стоять на месте, риэлтеры должны задуматься, зачем существует их бизнес

Рынок недвижимости в России развивается достаточно динамично. За последние десять лет прошел в своем развитии огромный путь и риэлтерский бизнес. Однако проблем и недостатков у него пока хоть отбавляй. Из серьезнейших - низкий уровень организации бизнеса и низкий уровень менеджмента на рынке риэлтерских услуг. Если в Москве и Санкт-Петербурге появились признанные лидеры, у которых бизнес организован на уровне международных стандартов и на которых можно ориентироваться, то в большинстве регионов уровень менеджмента в риэлтерских компаниях оставляет желать лучшего.

Первые агентства недвижимости стали появляться в 90-х годах, с началом приватизации. С течением времени число фирм, оказывающих посреднические услуги на рынке недвижимости, неуклонно росло. За прошедшее десятилетие многое, несомненно, изменилось в практике работы агентств недвижимости: часть из них стала крупными фирмами; многие специалисты не только накопили бесценный опыт работы на рынке, но и получили профессиональное образование. Однако с точки зрения организации бизнеса агентства недвижимости в общей своей массе выглядят плохо. Порой возникает ощущение, что директора ряда агентств недвижимости остались на уровне начала 90-х, в то время как сам рынок значительно вырос и сущностно изменился.

Причина многих трудностей с организацией бизнеса на рынке недвижимости, по мнению Алексея Бегунова, директора агентства "Бекар" (Санкт-Петербург), кроется как раз в непрофессионализме российских руководителей. "Многие из них самоучки, у них нет профессиональной подготовки, и они совершенно не умеют планировать деятельность своих фирм. Из-за этого, наверное, и средний срок жизни российской фирмы такой короткий".

По мнению Александра Китова, директора Центра недвижимости "Сити" (Екатеринбург), высококвалифицированные менеджеры не приходят на рынок риэлтерских услуг в силу его низкой доходности. Так, в Екатеринбурге лишь единицы могут предложить менеджеру заработную плату выше 1000 долларов в месяц. По той же самой причине у фирм зачастую нет собственных ресурсов для развития компании.

Хотя риэлтерский бизнес и не дает сверхприбылей, при правильной постановке вопроса он может быть вполне эффективным, считают другие операторы рынка. Однако у нас пока слишком мало положительных примеров, то есть компаний, чей опыт можно было бы перенять.

Как можем, так и работаем

Свидетельством тому, что в большинстве риэлтерских фирм что-то не так, служит огромная текучесть кадров. Непростая работа агента по недвижимости при определенном усердии и настойчивости способна приносить вполне достойный заработок, что привлекает в эту сферу активных и целеустремленных людей. Редко бывает так, что карьерный и профессиональный рост этих людей складывается на одном предприятии. Сам по себе переход из компании в компанию - явление вполне обыкновенное, но если это принимает массовый характер, то свидетельствует о неэффективной кадровой политике. В данном случае можно говорить о неэффективной кадровой политике на целом рынке.

Вс

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (345) 21 октября 2002
    Реформа электроэнергетики
    Содержание:
    Не влезай, убьет!

    Дефицит инвестиций в российской электроэнергетике и неэффективность ее работы - налицо. Однако утвержденный правительством и принятый в первом чтении Госдумой пакет законопроектов по реформе отрасли может иметь весьма опасные последствия

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама