Против "желтого дьявола"

Русский бизнес
«Эксперт» №41 (347) 4 ноября 2002
В России развернута антипивная кампания. Ее результатом будет сокращение пивного производства и увеличение в нем доли дешевых марок

Ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке пива, большинство игроков называют критической: темпы роста отрасли резко снизились, и многие производители уже вынуждены сокращать производство. Главной причиной этого пивовары считают усилившийся прессинг со стороны государственных структур, который наложился на ожидаемое ухудшение рыночной конъюнктуры.

Хроника событий

Пивоварение до настоящего времени оставалось самой динамичной отраслью пищевой промышленности. Такого числа игроков, количества западных инвесторов (а в российском пивоварении так или иначе присутствуют почти все транснациональные холдинги) нет ни в одной другой отрасли пищепрома. Почему пивоварение смогло так развиться? Президент пивоваренной компании "Балтика" Таймураз Боллоев иронизирует по этому поводу: "Как объяснил мне один высокопоставленный чиновник, 'мы вас просто упустили из виду'".

Первая попытка наверстать упущенное была предпринята чиновниками в декабре 2000 года, когда главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал постановление "Об усилении санэпидемнадзора за пивоваренной продукцией", в котором впервые внимание общества было обращено на негативные последствия быстрого развития пивоваренной отрасли. Этот момент пивовары называют началом антипивной кампании. Тогда игроки посчитали главным "раздражителем" для столь жестких заявлений рекламную кампанию пива "Клинское" холдинга Sun Interbrew, который был обвинен в пропаганде потребления пива среди подростков.

Следующим болезненным ударом по отрасли стало повышение пошлин на пивоваренное оборудование, аналогов которого в России не производится. Попытки донести до правительства, какие проблемы повлекут за собой высокие пошлины, результатов не дали. В Минфине отказ на просьбу снизить пошлины аргументировали тем, что большинство предприятий пивоваренной отрасли - преуспевающие частные компании, и это позволяет отрасли быстрее и легче развиваться по сравнению с другими отраслями российского пищепрома. "Минфин России в настоящее время не видит оснований для снижения ставок", - ответил тогда первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

По инициативе того же ведомства - Минфина - в 2002 году был предпринят и следующий шаг, ужесточивший условия работы всех российских производителей: была снята 50-процентная льгота по налогу на прибыль, инвестируемую в развитие производства. А поскольку пивовары наиболее активно инвестировали в производство, эта мера серьезно отразилась на их финансовом состоянии. "До две тысячи второго года те, кто развивал производство, платили семнадцать с половиной процентов налога на прибыль, те же, кто не развивал, - тридцать пять процентов. В этом году ставка налога на прибыль снизилась с тридцати пяти до двадцати четырех процентов, но вместе с тем исчезла и льгота, и вкладывать деньги в производство стало невыгодно", - говорит Таймураз Боллоев. С отменой льготы, считают пивовары, стимул к модернизации основных фондов был уничтожен.

Параллельно с этими событиями продолжалось увеличение акцизов