Кодекс Новикова

Русский бизнес
«Эксперт» №42 (348) 11 ноября 2002
Компания "КонсультантПлюс" достигла небывалых результатов в скучнейшем деле - продаже правовой информации. Успех пришел благодаря инновациям в развитии продукта и технологиях его распространения

Никто, даже те, кто начинал это дело в маленькой комнате одного из корпусов Московского университета в 1992 году, не ожидал, что оно так разрастется: 140 тыс. клиентов, более 700 человек, занятых производством продукта, около 10 тыс. распространителей и 300 региональных сервисных центров в 150 городах 75 регионов России. А продукт, вокруг которого выстроена эта масштабная структура, всего-навсего компьютерный сборник законов России, или информационная система "КонсультантПлюс".

Сегодня оборот сети "КонсультантПлюс" - свыше 100 млн долларов. С одной стороны, для 10 тыс. занятых это - скромный показатель. Но с другой стороны, речь идет об информационном бизнесе. Выручка "Консультанта", по сути, состоит целиком из добавленной стоимости в отличие от торговли или материального производства, где наценка составляет обычно не более 10%. В пересчете на "обычный" бизнес у "КонсультантПлюс" - почти миллиардный оборот. Такие цифры интригуют.

Впрочем, Дмитрий Новиков, гендиректор компании, все происходящее считает закономерным. Без ложной скромности он заявляет, что его фирма - это целая индустрия, производящая и распространяющая высокотехнологичный инновационный продукт. А при правильной постановке такой бизнес обречен на успех. Вот корреспондент "Эксперта" и заинтересовался тем, как устроены и продукт, и бизнес "КонсультантПлюс".

- Вы называете свой бизнес инновационным. Но что дает для этого основания? Ведь модель его довольно примитивна: получили документ, записали на CD и продали. Здесь скорее важна не инновационность, а административный ресурс, открывающий доступ к информации...

- На первый взгляд, конечно, так. Больше скажу: десять лет назад, когда мы начинали свой бизнес, каждый документ доставали ценой неимоверных усилий. Но сейчас наши отношения с государством выстроены так: мы органам власти, источникам, передаем свои системы и обслуживаем их на максимально выгодных условиях, иногда практически бесплатно. И на этой основе получаем доступ к первичной информации, которая сейчас, вообще говоря, "узким ресурсом" не является. Теперь подумайте, можно ли было организовать такой обмен, не добавляй мы стоимость к исходной информационной базе? Так что в основе нашего дела - идея, как создавать добавленную стоимость в сфере информационного бизнеса.

Мы играем чисто. Свидетельство тому - практически все нормативные акты, официально опубликованные, мы сами же выставили в Интернет бесплатно. Но ведь документы сами по себе, в необработанном виде, коммерческой (подчеркиваю!) ценности не представляют. Ценность им придает, во-первых, эффективная технология поиска документов в базе. Во-вторых, специальная юридическая обработка: выявление взаимосвязи между документами, информация о том, что действует, что отменено, что чему противоречит, подготовка новых редакций, необходимые ссылки, примечания.

И наконец, сами нормативные документы составляют, пожалуй, процентов десять-двадцать от системы. Все остальное - информация, их сопровождающая: подзаконные акты, разъяснения