Когда рынок пасует

Экономика и финансы
«Эксперт» №42 (348) 11 ноября 2002
Одним из инструментов реализации промышленной политики в России может стать отраслевой контракт между государством и группой частных компаний по реализации приоритетных проектов в промышленности и инфраструктурных отраслях

Единственным направлением успешного экономического развития промышленно развитых обществ является поиск оптимального баланса между государством и рынком. Абсолютизация государственного участия либо роли рынка рано или поздно приводят к серьезным экономическим трудностям.

Ядром общеэкономической государственной стратегии должна стать промышленная политика. Государственная промышленная политика - совокупность мер по стимулированию развития промышленности, модернизации производства и повышению его конкурентоспособности. Набор инструментов промышленной политики весьма широк. К ним относятся система госзакупок, субсидий, кредитов, гарантий, таможенного регулирования, отраслевого промышленного мониторинга, выбора приоритетов и др. Основной вопрос заключается в разработке механизма реализации промышленной политики. Его решение осложняется высоким уровнем коррупции, низкой эффективностью механизма государственного регулирования и слабостью рыночных институтов и регулирующих механизмов.

Закон и контракт

Представляется целесообразным разработать системообразующий закон, основной целью которого стало бы всемерное развитие и модернизация российского производства. Таким законом мог бы стать закон "О государственной промышленной политике", содержащий в себе механизм реализации и контроля за его исполнением.

В предмет рассмотрения закона могли бы войти положения о Государственной программе промышленной политики РФ, модернизации основных фондов промышленности, институциональной системе реализации промышленной политики, представлении интересов РФ в отраслевых контрактах, функционировании градообразующих предприятий, реализации промышленных программ развития регионов, санкциях за нарушение закона.

По нашему мнению, стратегическим направлением развития современной российской промышленности и объектов инфраструктуры на ближайшие пять-десять лет должно стать государственно-частное партнерство в рамках отраслевых контрактов, затрагивающих совокупность приоритетных проектов, реализация которых позволит повысить конкурентоспособность отрасли в целом. Сразу же подчеркнем, что предлагаемая нами система отраслевых контрактов не подразумевает прямого бюджетного финансирования отраслей промышленности.

В контексте предлагаемого проекта федерального закона отраслевой контракт - соглашение между государством и отраслью промышленности, где на стороне государства выступает Минпромнауки РФ или, если предметом отраслевого контракта являются вопросы развития военно-промышленного комплекса, Минобороны РФ. На стороне отрасли выступает группа предприятий или объединений, планирующих реализацию приоритетных проектов развития отрасли, утвержденных Государственной программой промышленной политики.

Для реализации закона о промполитике целесообразно создать исполнительные агентства в качестве оперативных координирующих органов при Минпромнауки, отраслевых министерствах и Минобороны. В обязанности агентств будет входить: подготовка и реализация отраслевых контрактов, подготовка, согласование

Полезный опыт

Ярким примером активной промышленной политики государства стал "Новый курс" президента США Франклина Д. Рузвельта в 30-е годы XX века. Страна тогда стояла перед выбором: решить назревший острейший кризис через введение диктаторского режима (неважно, правого или левого толка) или попытаться создать такую систему государственного регулирования рынка и, соответственно, так реформировать систему исполнительной власти, чтобы благополучно выйти из кризиса и заложить прочную основу для устойчивого экономического развития.

Рузвельт, вошедший в историю как "великий президент, победивший Великую депрессию", уже в первые сто дней своего президентства ввел в действие пятнадцать законов, которые стали базой для дальнейшего развертывания процесса преодоления кризиса и оздоровления американской экономики. Основным законом, реализующим его экономический курс, стал Закон об оздоровлении национальной промышленности, принятый 16 июня 1933 года. Его регулирующий производственные отношения механизм был заложен в главе "Кодексы справедливой конкуренции". Кодексы регулировали отношения между предпринимателями, наемным персоналом и потребителями. Они включали пункты о размерах производства, распределения рынков между компаниями, размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени. Кодексы утверждал лично президент. Всего было одобрено 750 кодексов для самых разных компаний. Основным агентством по реализации данного закона стала Национальная администрация по оздоровлению промышленности, разрабатывавшая и внедрявшая "кодексы справедливой конкуренции".

Активная промышленная политика проводилась в послевоенный период во Франции. Отраслевой контракт как метод государственного регулирования автомобильной отрасли промышленности был использован там еще в 1957 году. Он увязывал интересы государства и автомобильной промышленности. Последняя в лице отдельных компаний брала на себя обязательства экспортировать до двух третей автомобилей, произведенных сверх намеченных планов.

Государственно-частное партнерство занимает сегодня ведущие позиции в таких секторах экономики зарубежных стран, как жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, железные дороги и другие виды общественного транспорта, в строительстве и эксплуатации автодорог.

Что касается железных дорог, то их эксплуатация переживает в последние годы значительные преобразования, характеризующиеся развитием делегированного управления. Начавшись в Европе, эта тенденция постепенно распространяется на другие регионы мира. Главным инструментом делегированного управления является контракт, который отражает транспортную политику государства и обязательства оператора по ее осуществлению. Кроме экономного расходования средств оператор все чаще берет на себя обязательства по замене подвижного состава и увеличению перевозок. Полученные положительные результаты показывают, что делегированное управление имеет весьма хорошие перспективы.

Различные юридические и финансовые схемы разрабатываются в настоящее время в области строительства высокоскоростных железных дорог. В мае 1991 года во Франции был принят генеральный план развития высокоскоростных железных дорог. Он включает 16 новых проектов. Разработан общеевропейский генеральный план развития высокоскоростных железных дорог до 2010 года. Создание таких дорог становится мощным средством экономического развития и интеграции; в то же время ограниченность бюджетных ресурсов и задолженность железнодорожных компаний во многих странах заставляют задуматься о новых способах финансирования этих дорог с привлечением как государственных, так и частных инвесторов, принимающих на себя риски, связанные с финансированием.

В плане развития, согласованном Государственной железнодорожной компанией Франции с государством сроком на пять лет, определены объемы инвестиций компании и самые важные инвестиционные проекты, отобранные с ее согласия. Если проект не отвечает требованиям нормы внутренней рентабельности, в соответствии со статьей 26 согласованного плана государство должно оказать содействие компании. Государственная помощь инвесторам в случае низкой нормы внутренней рентабельности может принимать различные формы: субсидии, финансовые взносы, возвратные авансы, налоговые льготы, валютные гарантии, гарантированное право на ведение побочной прибыльной деятельности или возвращение прироста стоимости земельных участков, вызванного строительством объекта. Каким бы ни был инвестор, ему выгоднее всего получить под проект высокоскоростных железнодорожных линий долгосрочное финансирование или разработать систему рефинансирования, обеспечивающую равномерное покрытие затрат. Видимо, возможно и предусмотреть выпуск долгосрочных облигаций, и привлекать средства страховых компаний, пенсионных и гарантийных фондов.