Политэкономия недр

Спецвыпуск Кодекс о недрах - неотъемлемая часть оптимистического сценария развития сырьевого сектора, считает председатель экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности Государственной думы Андрей Скоч, автор нового законопроекта

- В последнее время резко активизировалась деятельность различных структур по изменению закона "О недрах". Свои концепции закона предлагают Минприроды и Минэкономразвития. В Государственной думе группа депутатов во главе с вами предложила принять Кодекс о недрах и недропользовании. Активно участвует в этом процессе и администрация президента, определяя его основные направления и общие рамки. Почему в течение десяти лет этот закон всех устраивал, а сегодня не устраивает никого?

- Для начала внесу ясность в вопрос об авторстве. Кодекс о недрах и недропользовании, представленный на суд общественности Министерством природных ресурсов, - это документ, который был внесен нами на рассмотрение Госдумы еще в июне нынешнего года, а затем доработан совместными усилиями. Что же касается закона "О недрах", то он действительно был принят в девяносто втором году и на тот период явился, пожалуй, одним из наиболее рыночных законов. Но время идет, и становится совершенно очевидным, что законодательство о недрах нуждается в значительной корректировке. Оно сегодня отпугивает потенциальных инвесторов, так как некоторые основополагающие нормы прописаны в нем недостаточно четко. А после того как был принят Налоговый кодекс, "дыры" появились и в финансово-экономической части действующего закона "О недрах". Нельзя не отметить и тот факт, что в нем практически не расписан порядок выдачи и изъятия лицензий. Это открывает широкие возможности для произвольных трактовок, а они, как правило, напрямую зависят от личной или корпоративной выгоды.

Иными словами, "основной закон в сфере недропользования", коим, безусловно, является закон "О недрах" девяносто второго года, изрядно устарел. А это недопустимо хотя бы потому, что российская экономика сохраняет и еще долго будет сохранять по преимуществу сырьевой характер. Поэтому роль природно-ресурсной ренты в жизни нашего государства и общества огромна. Достаточно сказать, что на нее приходится не менее семидесяти пяти процентов прироста ВВП, на долю же труда - не более пяти процентов, на долю капитала -двадцать процентов. По этой причине никого не устраивает ситуация, когда огромные деньги (по разным оценкам, это несколько сот миллиардов долларов), полученные в результате присвоения природно-ресурсной ренты, работают в экономике Запада, а не в России. И это - при хроническом недофинансировании геологоразведки. Например, только для того, чтобы поддержать нынешний уровень добычи нефти и газа, не говоря уж об его увеличении, необходимо в течение ближайшего десятилетия вложить сто миллиардов долларов. Проект Кодекса о недрах и недропользовании, подготовленный членами экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности Госдумы совместно со специалистами Минприроды, направлен в первую очередь на решение этой проблемы.

- В концепциях нового закона "О недрах", представленных на заседании правительства, предлагалось заменить существующие лицензии на недропользование концессионными соглашениями. Этот подход был продекларирован и в