К всеобщей истории успеха

Наука и технологии
«Эксперт» №44 (350) 25 ноября 2002
Минпромнауки приняло концепцию развития российского венчура. Ее есть за что ругать, но долгожданные слова о трансфере технологий, интеллектуальной госсобственности и историях успеха там сказаны

В начале 2000 года призыв заменить в перспективе российский экспорт сырья экспортом технологий звучал бы как бред обкуренного наркомана. В 2001 году он выглядел приступом необузданного утопизма. В 2002-м - как показывает факт появления документа Минпромнауки "Концепция развития венчурной индустрии в России", оказавшегося в распоряжении "Эксперта", - наркоманы и утописты остались в прошлом. Власть близка к достижению принципиального понимания, что будущее России лежит в инновационной области.

Столь радикальная смена позиций связана и с приходом во власть новой генерации чиновников, предпринимателей и ученых (в мае 2001 года образован Совет по науке и технике при президенте, а незадолго до этого новые ключевые фигуры появились в Минпромнауки), и с ростом самосознания инновационного сообщества России, которое стало понемногу учиться лоббистским технологиям. Концепция - важный промежуточный этап набирающего обороты процесса построения эффективной национальной инновационной системы.

Краеугольные камни концепции - это создание агентств по трансферу технологий, открытие десяти новых государственных технологических фондов, изменения в налоговом законодательстве и пропагандистская кампания с целью создания "историй успеха". При всей сырости и незавершенности проекта задуманные преобразования близки к революционным. Революционность начинается уже с того, что Минпромнауки официально предоставило проект документа для публичной дискуссии. "Ругайте", - сказал первый замминистра промышленности науки и технологий Андрей Фурсенко на коллегии Минпромнауки, представляя концепцию. В документе есть что ругать и что - хвалить.

Трансфер технологий

Наиболее радикальным шагом Минпромнауки стала постановка вопроса об агентствах по трансферу технологий (АТТ) при государственных научных заведениях. Признание необходимости таких агентств - перевалочный пункт в многолетнем споре о том, кто же является владельцем интеллектуальной собственности, созданной с участием госорганизаций. Государство многие годы вело себя как собака на сене - не будучи в состоянии использовать имеющиеся в его распоряжении технологии и ноу-хау, оно тем не менее не доверяло частному сектору пустить их в дело. Теперь нам сообщили о принципиальном изменении такой позиции, и уже это большой шаг вперед.

Прорыв состоит даже не столько в том, что у частного сектора появится возможность извлечь из массива привязанных к госорганизациям технологий находки, конкурентоспособные на мировом уровне, и выстроить вокруг них компании. Намного важнее то, что это решение позволяет наконец включить научные центры в технологический бизнес-процесс и избежать мешающих инновационному развитию споров об интеллектуальной госсобственности в дальнейшем.

По оценке Минпромнауки, АТТ позволят к 2007 году создавать на базе государственных научных организаций от трех до пяти тысяч новых стартапов за год с общим числом занятых 150-200 тысяч. Сложно судить о реалистичности этого прогноза, ведь такое количество стартапов позволит России о

Содержание концепции

1. Создание в научных госучреждениях агентств по трансферу технологий
2. Создание при участии государства десяти венчурных фондов
3. Использование действующих фондов НИОКР на поддержку малого технологического бизнеса
4. Пересмотр налогового режима для малых технологических компаний
5. Создание межведомственного координационного совета по венчурной деятельности
6. Реинвестирование доходов от госдоли в венчурных проектах в венчурные же проекты