Таможня стала виртуальной

Русский бизнес
«Эксперт» №45 (351) 2 декабря 2002

На прошлой неделе председатель ГТК Михаил Ванин завизировал своей цифровой подписью первую электронную таможенную декларацию. Ее подала шведская компания Tetra Pak, оформлявшая партию упаковочной тары. Весь процесс оформления фуры с грузом на посту "Каширский" Московской южной таможни занял лишь 20 минут, а это серьезное достижение.

Таким образом, начала работать система предварительного электронного декларирования, впервые представленная ГТК еще весной (см. "Эксперт-Цифровой мир" от 11 марта 2002 года). Процедура электронного декларирования проста: импортер или экспортер, имеющий право доступа к онлайновой системе таможенной службы, подписывает декларацию цифровой подписью и направляет это авторизованное электронное сообщение в соответствующее региональное ведомство ГТК, таможенный инспектор проверяет полученные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение. Система представляется весьма удобной. Однако в ГТК затрудняются назвать компании, которые в ближайшее время последуют за Tetra Pak, отмечая, что все регионы страны декларирование охватит лишь к 2008 году. Пока же система будет доступна лишь крупным компаниям, прозрачным для таможенного ведомства и активно использующим информационные технологии. Это, впрочем, уже не мало: примерно треть всех таможенных платежей, собираемых в стране, приходится на десятку ведущих участников внешнеэкономической деятельности, а пятьдесят лидеров обеспечивают почти половину всех поступлений.

Облегчить оформление грузов хотя бы этим декларантам важно в преддверии вступления России в ВТО: оно неизбежно приведет к росту грузопотоков через таможенные границы и тотальный таможенный досмотр грузов станет практически невозможен. По мнению специалистов ГТК, наиболее эффективна в таких обстоятельствах выборочная проверка самых "рискованных" с точки зрения возможных нарушений грузов - определенных групп товаров с низкими таможенными тарифами, оформляемых "подозрительными" декларантами. Анализом и оценкой подобных рисков должно заняться специальное управление, уже созданное в ГТК. Но о том, когда же управление рисками будет поставлено на поток, в ГТК тоже пока не могут сказать ничего определенного. Государство на эти цели не тратится, и, чтобы развернуться, таможня ждет обещанного Всемирным банком кредита в 140 млн долларов, который и предполагается освоить к 2008 году.